Рецензия на «Россия не понявшая» (Валентин Спицин)

Вот эти Ваши, уважаемый Валентин Михайлович, утверждения:
- об особом характере государственного насилия в России,
- о том, что «…В РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАСИЛИЕ КУЛЬТИВИРОВАЛО СТАХ, а не закон»,
- и о том, что «Русской репрессивной системе всегда было решительно наплевать, виноват человек или нет, целью ее было не приучение людей к законопослушанию, а именно страх, всепожирающий животный страх»
Всё это, по-видимому, не что иное, как догадка, плод Ваших долгих наблюдений и размышлений, этакое прозрение. Можно было бы назвать его научным, если б оно было подтверждено аргументами, достоверными свидетельствами, ссылками на исследования в этой области. А в противном случае данные постулаты как-то беспомощно, не имея какой-бы то ни было опоры, повисают.

Предложенная Вами антитеза:
- западная репрессивная система государственного насилия приучала людей становиться законопослушными
- русское государственное насилие порождало самые низменные инстинкты: двоемыслие, лицемерие, пренебрежение совестью и законом
тоже, возможно, не имея доказательств, не всем представляется самоочевидной.

Не думаете ли Вы, что угроза насилия, расправы – не важно, за что, за какие поступки, проступки, прегрешения – всегда порождает у живого существа страх, иной раз – ужас. Виселица, дыба, плаха, топор, гильотина – вид этих орудий осуществления насилия одинаково много обещает любому, кто попадает в руки палача. На страхе возмездия и зиждется, в сущности, порядок в любой организации.

Возможно, низменные черты личности воспитываются в условиях, когда человек тем или иным способом лишается чувства собственного достоинства. Но это опять же – очень сложный вопрос, навскидку не решается-не описывается, …

По моим представлениям, собственное достоинство придаёт индивиду обладание частной собственностью, а не только разве что лаптями. Так исторически сложилось, что частной собственностью владела лишь небольшая часть русского общества. Остальные – рабы-крепостные, да голь перекатная. Уместно ли здесь вести речь о какой-то «моральной шкале ценностей»?

А культура, задавшая «…столь высокую нравственную планку, …» и была создана именно меньшинством имущих, владевших какой ни на есть собственностью. Остальные же – рабочее или боевое стадо, точно так: «…в массе своей одобряющее преступления, убийства, ложь, воровство, спокойно относящееся к коррупции и тирании, ненавидящее и презирающее другие народы…»

«…У нас иной фундамент нравственности, порожденный нашей, так не похожей на иные, историей…»
Тривиально. Похожих, одинаковых историй Природой не предусмотрено.

Да, и насчёт фундамента. О нём, фундаменте, ещё можно было бы, углубившись в предмет, в историю вопроса, подискутировать, а вот относительно самой нравственности - сегодня, по-моему, спорить, не приходится. Или Вы, Валентин Михайлович, где-то, у кого-то, в каких-то сферах её, нравственность, обнаружили?

Если не затруднит, поделились бы с читателями Прозы?

Виктор Блешко   18.09.2015 23:10     Заявить о нарушении
Увы, без государственного насилия нет государства. Даже в самой благополучной стране мира - Норвегии и то есть тюрьма, и туда посадили Брейвика за совершенное им зло. Но Брейвик - убийца, а за что преследовало КГБ меня, я не знаю. За что нашей 12-летней квартирантке-беженке Ниночке Второвой дали 12 лет колымских лагерей, я тоже не знаю. Вот разница у Норвегии с Россией! Частная собственность, говорите? Так это тоже "в Норвегии"! В России владелец собственности ничем не защищен.

Валентин Спицин   19.09.2015 16:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентин Спицин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Блешко
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.09.2015