Рецензия на «Нелегкий путь» (Анна Арбатова)

Неплохо.
Но.
Для доступности восприятия надо добавить.
Есть
"Покаяние – это высшая форма таинства, происходящего наедине с Богом, когда человек, раскрыв перед ним свою душу, переживает муку сотворенных пороков и, получив прощение в виде духовной силы, готов к достойному созиданию".

Является реализацией естественной человеческой потребности в очищении души. Настраивает на отречение от прошлых привязанностей и на изменение своего отношения к связывающему его материальному (отречение от вредных привычек, от сложившегося круга мышления и низшей природы).
Настраиваясь на естественное, человек открывает себя внешним энергиям (солнца, земли и т.п.) и определяет естественную цель - поиска истинной жизни человека не только по образу, но и по подобию Божьему.
Покаяние рождает в человеке свет, сопровождаемый миром в душе, радостью от переживаемой чистоты и легкостью.
Для процесса покаяния не имеет значения ни место, ни время, ни лицо, перед которым приносишь покаяние.
Без покаяния, без Бога в душе, то есть «пока я не становится Я» — царит только самодовольство, уныние и цинизм.
Покаяние не следует путать с раскаянием.

"Раскаяние – это сожаление о совершённых проступках, поступках (грех или доброе дело) и своём выборе, которые изменили собственную жизнь в худшую сторону".

Раскаяние о случившемся не связано с намерением что-либо изменить или исправить.
Это подтверждается известными словами «настоящий христианин в воскресенье искренне раскаивается в том, что делал в пятницу, и будет делать в понедельник».
Даже глубокое и искреннее раскаяние в своих грехах – это ещё не добродетель и не всегда ведёт к добру.
Но в раскаянии есть положительное качество - раскаявшийся признал за собой совершённые грехи.
Раскаяние в своих делах, причём, делах не в пример нашим, присуще даже Создателю.
Ибо сказано в Бытие: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле».
Но к чему приведёт раскаяние определить сложно.
Терзаемый душевной болью раскаявшийся может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками в надежде, что так можно уйти от мук совести. Или привести к заболеваниям, в частности, к депрессии, часто сопровождаемой самоубийством.
А самоубийство, как известно, смертный грех, которому нет прощения.
Иуда раскаялся, выбросив 30 сребреников, но не покаялся, так как совершил самоубийство, чем обрёк свою бессмертную душу на ужасные муки и погибель. Почему так получается?
Потому, что раскаявшись, человеку необходимо покаяние. Только покаяние влечёт за собой твёрдое убеждение в том, что нельзя возвращаться к прошлым грехам и ошибкам. В тоже время без искреннего раскаяния не может быть настоящего покаяния, а без покаяния даже глубокое раскаяние не ведёт к очищению души от греховных пороков. В трактате "Йома" Талмуда есть определение: "Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен".
То есть мало покаяться перед Богом, необходимо просить прощения у тех, кому наши грехи и несправедливые поступки причинили ущерб, обиду, боль.

Солнца Г.И.   23.09.2015 16:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Солнце, за содержательный отзыв. Согласна с Вами.
Всего Вам самого доброго!
С уважением,

Анна Арбатова   03.10.2015 07:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анна Арбатова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Солнца Г.И.
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.09.2015