Рецензия на «Нелегкий путь» (Анна Арбатова)
Неплохо. Но. Для доступности восприятия надо добавить. Есть "Покаяние – это высшая форма таинства, происходящего наедине с Богом, когда человек, раскрыв перед ним свою душу, переживает муку сотворенных пороков и, получив прощение в виде духовной силы, готов к достойному созиданию". Является реализацией естественной человеческой потребности в очищении души. Настраивает на отречение от прошлых привязанностей и на изменение своего отношения к связывающему его материальному (отречение от вредных привычек, от сложившегося круга мышления и низшей природы). Настраиваясь на естественное, человек открывает себя внешним энергиям (солнца, земли и т.п.) и определяет естественную цель - поиска истинной жизни человека не только по образу, но и по подобию Божьему. Покаяние рождает в человеке свет, сопровождаемый миром в душе, радостью от переживаемой чистоты и легкостью. Для процесса покаяния не имеет значения ни место, ни время, ни лицо, перед которым приносишь покаяние. Без покаяния, без Бога в душе, то есть «пока я не становится Я» — царит только самодовольство, уныние и цинизм. Покаяние не следует путать с раскаянием. "Раскаяние – это сожаление о совершённых проступках, поступках (грех или доброе дело) и своём выборе, которые изменили собственную жизнь в худшую сторону". Раскаяние о случившемся не связано с намерением что-либо изменить или исправить. Это подтверждается известными словами «настоящий христианин в воскресенье искренне раскаивается в том, что делал в пятницу, и будет делать в понедельник». Даже глубокое и искреннее раскаяние в своих грехах – это ещё не добродетель и не всегда ведёт к добру. Но в раскаянии есть положительное качество - раскаявшийся признал за собой совершённые грехи. Раскаяние в своих делах, причём, делах не в пример нашим, присуще даже Создателю. Ибо сказано в Бытие: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле». Но к чему приведёт раскаяние определить сложно. Терзаемый душевной болью раскаявшийся может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками в надежде, что так можно уйти от мук совести. Или привести к заболеваниям, в частности, к депрессии, часто сопровождаемой самоубийством. А самоубийство, как известно, смертный грех, которому нет прощения. Иуда раскаялся, выбросив 30 сребреников, но не покаялся, так как совершил самоубийство, чем обрёк свою бессмертную душу на ужасные муки и погибель. Почему так получается? Потому, что раскаявшись, человеку необходимо покаяние. Только покаяние влечёт за собой твёрдое убеждение в том, что нельзя возвращаться к прошлым грехам и ошибкам. В тоже время без искреннего раскаяния не может быть настоящего покаяния, а без покаяния даже глубокое раскаяние не ведёт к очищению души от греховных пороков. В трактате "Йома" Талмуда есть определение: "Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен". То есть мало покаяться перед Богом, необходимо просить прощения у тех, кому наши грехи и несправедливые поступки причинили ущерб, обиду, боль. Солнца Г.И. 23.09.2015 16:25 Заявить о нарушении
Спасибо, Солнце, за содержательный отзыв. Согласна с Вами.
Всего Вам самого доброго! С уважением, Анна Арбатова 03.10.2015 07:37 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |