Рецензия на «Пояснительная записка к единому методу обоснования» (Александр Воин)

Здравствуйте,

"Но строго аксиоматически выстроенных теорий в науке очень мало."

1)Где можно найти полный перечень всех существующих на сегодняшний день строго аксиоматически выстроенных научных теорий?
2)Имеется ли какая либо теоретическая (может быть также аксиоматическая?) методика или эмпирическая [heuristic] оценка по выявлению необходимого количества аксиом, требующихся для построения аксиоматической теории в конкретном разделе (domain) науки?
3)Имеется ли какая либо теоретическая методика или эмпирическая [heuristic] оценка по выявлению мета-аксиоматического аппарата, требующегося для описания аксиом в конкретном разделе (domain) науки?
4)Я согласен с Вами, что аксиомы, используемые для каждого конкретного раздела (domain) науки, время от времени меняются, позволяя расширять (или углублять) диапазон, где этот набор (set) аксиом даёт удовлетворительную аппроксимационную точность описания результатов (по отношению к реальной действительности) - при этом, новый, модифицированный, набор аксиом в диапазоне, описанным предыдущим ("старым") набором аксиом, должен давать аналогичные (но ещё более точные) аппроксимационные результаты как и предыдущий набор аксиом.
Я, тем не менее, считаю (по расширительной аналогии с аппроксимацией на графике [некоей непрерывной и "гладкой" кривой] полученных экспериментальных точек), - что бесконечная последовательность сменяющих друг друга во времени наборов аксиом в своём 'пределе' стремится к идеальному (практически не достижимому) "абсолюту" (который полностью отражает объективную реальность)- какова Ваша позиция?

Спасибо

Принцалександр   19.11.2015 22:40     Заявить о нарушении
1. Полного перечня аксиоматически выстроенных теорий Вы вряд ли где-нибудь найдете. Тем более единого, принятого всеми учеными. Это связано с тем, что нет общепринятого понятия научной теории. Мой единый метод как раз дает определение этого понятия, но он сам пока еще не является общепринятым
2. Такой методики нет и быть не может, поскольку не существует четкого разграничения между разделами науки. На самом деле существует одна неразделенная действительность, которую мы весьма условно разделяем на разные науки. Причем это разделение непрерывно изменяется. Четкое разделение существует только между теориями, причем только аксиоматически выстроенными с дальнейшей привязкой к действительности по единому методу обоснования. Что касается количества аксиом конкретной аксиоматической теории, то оно равно количеству фундаментальных понятий этой теории. Но в реальности нет понятий. Это мы «режем» нерасчлененную действительность на понятия. И в этом разрезании есть элемент субъективности: можно порезать так, а можно и эдак и с разным числом понятий. И если мы обе теории с этими понятиями выстроили по единому методу, то обе они будут научно обоснованными и каждая будет что-то реально описывать (в том смысле, в котором вообще научная теория может описывать реальность). Но познавательная ценность их может разниться сколько угодно: от пустяка до масштаба ньютоновской механики.
3. Нет по вышесказанной причине.
4. Это - как раз то, что я утверждаю в своей книге по единому методу. С той лишь разницей, что речь идет не о разделах науки, а о фундаментальных теориях, сменяющих друг друга, типа Ньютон - Эйнштейн

Александр Воин   20.11.2015 08:45   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш ответ,
"На самом деле существует одна неразделенная действительность, которую мы весьма условно разделяем на разные науки."
На мой взгляд, степень корректности конкретной модели разделения действительности на домены изучения (науки) можно попытаться "оценить", если такое разделение рассматривать в двухстадийном порядке:
а) Анализ - разделение единого "монолита" явлений действительности на дискретную совокупность отдельных объектов (доменов наук), связанных между собой некоторыми пограничными условиями взаимодействия.
б) Синтез - некая процедура, позволяющая оценить в какой степени (с какой аппроксимационной "точностью") полученная в процессе анализа дискретная совокупность объектов может быть сведена обратно к исходному континууму реальной действительности.

Принцалександр   20.11.2015 21:19   Заявить о нарушении
В продолжение моего предыдущего замечания, мне кажется, что в введённой Вами терминологии "понятий", исторически сложившиеся и более менее общепринятые совокупности "понятий", которые (совокупности) составляют "понятийный каркас" каждой сферы изучения/описания реальной действительности не так уж субъективны и произвольны, как Вы (в моем понимании Вашего ответа) это представляете.
Хотя некоторые понятия в процессе времени возможно и заменяются другими (или возникают новые понятия, дополняющие, расширяющие или углубляющие ранее существующие понятия) и хотя возможно перераспределение понятий между выбранными совокупностями (или выделение новых совокупностей - с соответствующим перераспределением понятий между старыми и новыми совокупностями понятий) - в идеале, общее множество понятий, просуммированное по всем совокупностям должно отражать реальную действительность (если набор совокупностей is complete).
Если предположить (for the sake of argument) сушествование хотя бы одной внеземной цивилизации - исходя из того, что объективная реальность по общим своим свойствам единообразна во времени и пространстве - тогда хотя если даже такая другая цивилизация использует другую систему понятий (или распределяет общие - с принятыми в нашей цивилизации понятиями- в другие их совокупности) - я считаю что эти системы понятий должны быть конвертируемы из одной в другую (то есть будет иметься возможножность обмена знаниями). Ваша позиция?

Принцалександр   20.11.2015 22:13   Заявить о нарушении
О полноте совокупности понятий науки в целом не может быть и речи, потому что действительность бесконечна не только в пространстве и времени, но и в своем разнообразии. Потому бесконечен процесс познания и появление новых понятий.
С инопланетянами о понятиях можно договариваться только в том случае, если и они и мы признаем и применяем единый метод обоснования научных теорий. Там же, где единый метод обоснования неизвестен, невозможно договариваться не только с инопланетянами, но и между землянами. Что мы и имеем в случае представителей разных религий, разных конфессий одной религии, разных философских школ и т.д.
В случае иноплнетян важную роль играет также идентичность органов чувств. Большая разница сущестенно затруднит взаимопонимание. Вспомните лемовские "Сепульки" и "запрещается коренить сцьорг в темноте"

Александр Воин   21.11.2015 09:09   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш ответ

"О полноте совокупности понятий науки в целом не может быть и речи, потому что действительность бесконечна не только в пространстве и времени, но и в своем разнообразии. Потому бесконечен процесс познания и появления новых понятий".

Но теоретически (как это уже делается в математике) мы можем на логическом уровне (как мне кажется) оперировать с понятием "полного" (хотя и бесконечно большого и никогда не достижимого в реальности) множества понятий, описывающего всю объективную реальность.
Вообще говоря, мне представляется возможным классифицировать бесконечные множества (рассматриваемые как результаты суммирования в бесконечном интервале по некоторому индексу) по "скорости роста" - я не профессионал ни в математике ни в философии, и не знаю является ли выше предлагаемый подход в классификации сумм, достигающих бесконечной величин, уже обсуждённым (well known) и либо принятым или отвергнутым.

Спасибо ещё раз за Ваше внимание.

Принцалександр   21.11.2015 19:52   Заявить о нарушении
Что касается реальной действительности, как таковой, в моем мнении, несмотря на бесконечную многообразность её ПРОЯВЛЕНИЙ во времени, пространстве (как и в шкале измения любых других квалифицированных параметров), ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ реальной действительности объективно ЕДИНА и ЕДИНООБРАЗНА вне зависимости от существования познающих, исследующих и анализирующих её разумных субъектов (которые сами являются частью этой реальной действительности).

Принцалександр   21.11.2015 23:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Воин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Принцалександр
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.11.2015