Рецензия на «Первому в мире ракетоносцу К. А. Шильдера 181 год» (Екатерина Шильдер)

Да вроде не забывали. Даже в БСЭ статья Шильдеру посвящена (БСЭ-2, т.48, с.42, 1957 г.), про ПЛ в "Моделисте-конструкторе" в 1970-х писали с чертежами. По крайней мере я ещё с детства про всё это знал.

Евгений Темежников   13.12.2015 02:38     Заявить о нарушении
Мне тоже эту страничку показывали, когда я была школьницей. И она была единственной. Но думается, что кроме Эдисона, нужно помнить и своих изобретателей, что не только разрабатывали теорию, но и приводили свои идеи в конкретные предметы, пусть даже это и касалось военного дела. Из того военного дела, что этим инженером создавалось, метод запуска аркет из шахт нашел свое применение и в мирных делах. Кстати, через несколько дней исполнится 230 лет со дня рождения К.А. Шильдера. Вам же благодарна за то, что вы помните это, и указали точную сноску. Спасибо. Спасибо. Катерина

Екатерина Шильдер   13.12.2015 10:32   Заявить о нарушении
Положим, не единственная. Например, Советская Военная Энциклопедия, т.8, с.518, 1980 г.
Вот что писали в журнале "Моделист-конструктор" №11 1973

"Сохранились сведения, что у нас в России около 1834 г. была построена подводная лодка и испытывалась генерал-адъютантом Шильдером... - писал в 1905 году Д. Голов, автор фундаментального труда "Подводное судоходство". - Результаты испытаний этой лодки, к сожалению, остались неопубликованными..." Лишь полвека спустя советские историки кораблестроения разыскали в архивах и обнародовали материалы о подводной лодке Шильдера - первом в мире подводном ракетоносце...
В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге сошла на воду подводная лодка Шильдера (6) - небольшой корабль водоизмещением около 16 т. Его железный корпус был увенчан двумя башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная <оптическая труба> - прообраз современного перископа, через крышу кормовой - вентиляционная труба. Оружие лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне на конце длинного бушприта. Вонзив гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход и, отойдя на некоторое расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала. Кроме того, на бортах были установлены станки для запуска пороховых ракет. Каждый из этих станков состоял из трех металлических труб, в которые были уложены ракеты, надежно изолированные от воды. Запуск ракет производился в надводном положении, из лодки: по проводам, соединенным с электрической батареей, поджигался пороховой заряд.

Картиночка там маленькая, но представление даёт. Уже совсем недавно с чертежами (я эти чертежи раньше видел, но не помню где) в "Моделисте конструкторе" №2 2013.Вот что пишут там:

Заметной фигурой в истории мирового подводного судостроения первой половины XIX века стал отечественный изобретатель Карл Андреевич Шильдер, потомок немцев, начавших служить России в XVIII веке. Сам Шильдер тоже поучаствовал в войнах с Наполеоном, после чего вплотную занялся инженерными проектами. Ему принадлежит масса полезных военных разработок, например, разборный мост на плашкоутах, предшественник современной мостовой армейской техники. Он же сконструировал гальваническую морскую мину, поступившую на вооружение отечественного флота, много экспериментировал с ракетами. Тогда же ему пришла в голову мысль создать способ скрытой доставки средств поражения поближе к неприятелю. Опытный инженер быстро сконструировал подводную лодку, оставив, в отличие от большинства предшественников, довольно подробные чертежи.
Главным и очень важным новшеством стал материал корпуса. Подводная лодка впервые стала цельнометаллической! Конструкция формировалась из стальных шпангоутов с обшивкой из железа толщиной 5 мм - в принципе, вполне достаточной для небольших глубин. Шильдер сам рассчитал и предел безопасного погружения, составлявший около 12 м.
Другие особенности первой русской субмарины, вполне вероятно, Шильдер «подсмотрел» у автора более раннего проекта, благо, тот не мог возразить весьма могущественному генералу. Почти десятью годами раньше политзаключённый Казимир Черновский представил вариант подводного судна со специфическим движителем - «гребками», похожими на вёсла, башенкой-рубкой для наблюдения в полупогружённом состоянии, зеркальным перископом для той же цели - в подводном, специальным вентилятором для обновления воздуха. Проект Черновского попал на оценку к другу Шильдера, инженеру-генералу Базену, который, видимо, не преминул ознакомить с интересными идеями своего приятеля.
Однако, не стоит преуменьшать заслуги самого Шильдера. Он тщательно проработал с инженерной точки зрения все «новации». И, главное, если у политического заключённого шансы реализовать субмарину в металле были близки к нулю, то для генерала и известного инженера они стали реальностью. Летом того же 1834 года «секретное судно» вышло на первые испытания, проводившиеся на Неве, но в десятках километрах от столицы, подальше от посторонних глаз. За ними наблюдал и сам царь Николай I.
Конечно, шильдеровская лодка шедевром отнюдь не являлась. Чего стоит одна только система погружения. Наряду с нормальной балластной цистерной важную роль в этом процессе играли... свинцовые гири. Пара конусообразных грузов общим весом в 80 пудов (почти 1300 кг) могла выбираться вручную воротами изнутри лодки и втягиваться в «клюзы» в форме воронок. Действительно, на небольших глубинах такого рода якоря удерживали лодку в нужном положении. А это было необходимо, поскольку на ходу возникали большие проблемы. Ведь «двигателем» по-прежнему оставалась мускульная сила. У водоплавающих птиц изобретатель подсмотрел лопатки-гребки. Они вращались по кругу, складываясь при холостом ходе, уменьшая тем самым сопротивление, и раскрывались при самом гребке, толкая лодку вперёд. Остроумно, но слишком хлипко для боевого корабля: даже на мирных испытаниях то один, то другой гребок ломался, оставляя субмарину практически без хода. А ведь даже при полноценном их функционировании скорость можно было назвать черепашьей - где-то около 0,4 узла, хотя сам изобретатель оптимистично ожидал раза в 3 - 4 больше. Понятно, что «постановка на гири» давала возможность отдохнуть утомлённому физическими «упражнениями» экипажу, состоявшему из 10 человек. Другая проблема - нехватка кислорода. Через 5-6 часов внутри субмарины команде уже нечем было дышать. Естественный обмен через вентиляционные трубки был слишком медленным. Шильдер применил специальный центробежный вентилятор, позволявший за несколько минут полностью обновить воздух в лодке.
Выход в «боевой поход» представлял собой совокупность сложных и местами опасных манипуляций. Сначала субмарину вооружали. Для этого к выступающему на 2 метра вперёд обшитому железом бревну-бушприту привязывали мину в пуд пороха и подсоединяли к ней провода электрозапала. При атаке бушприт должен был прочно вонзиться в деревянный корпус жертвы и остаться в нём. После этого командир отводил лодку на несколько метров и взрывал мину. В дополнение к этому, довольно опасному и для самой субмарины способу, неприятелю предназначались ещё и ракеты, чтобы воспламенить неприятельскую «деревяшку». Они размещались в трубчатых железных направляющих, по три с каждого борта. Предусматривалась даже регулировка угла возвышения за счёт перемещения передней стойки пакета из труб. Предполагалось, что ракеты будут запускать из полупогруженного состояния. Но, чтобы порох в ракетах не отсырел, трубы перед погружением приходилось закрывать герметическими резиновыми заглушками. Всё это занимало немало времени. Затем внутрь влезала команда, через специальный грузовой люк подвали гальваническую батарею, а люки в обеих башенках тщательно задраивались. Под тяжестью людей и принятого груза лодка уходила под воду по палубу. После этого воротами поднимали со дна гири, и субмарина становилась почти подводной: над поверхностью воды оставались только крышки башенок. Для полного погружения дополнительно пускали воду в балластную цистерну.
Из описания понятно, насколько опасной и мало пригодной для настоящего боя являлась эта процедура. Особенно в открытом море, где она оборачивалась смертельным трюком. Всё это проявилось при испытаниях на Кронштадтском рейде, где детище Шильдера мучили семь лет. Лодке не хватало скорости даже для того, чтобы противостоять приливно-отливному течению. Гребки постоянно ломались, после чего целенаправленное движение окончательно становилось невозможным. При стрельбе ракетами (что удивительно, этот фокус действительно проходил даже из подводного положения!) пусковые трубы заполнялись водой и стремились потопить лодку за счёт изменения веса и его баланса. И, несмотря на то, что при испытаниях ценой великих усилий удавалось прикрепить заряд к неподвижно стоящей на якоре «опытной цели» и взорвать её, Военное министерство от лодки справедливо отказалось.
Как обычно, изобретатель пытался всеми способами «заткнуть дыры». В частности, он сконструировал настоящую, пусть и примитивную плавбазу. Зато первую в своём роде. Она представляла собой плот с вырезом в задней части, куда, как в док, заходила субмарина. Плот вместе с «подводной угрозой» можно было отбуксировать как можно ближе к неприятелю, при этом лодка не страдала от волн, а её муторное снаряжение для плавания становилось более эффективным. Интересно, что «плавбаза» и сама обладала огневой мощью: в носу располагались три пусковых установки для ракет.
Не помогли и попытки заменить сомнительные гребки на что-то более прогрессивное, а именно - водомётный двигатель. Идея потерпела крах, поскольку в действие его приводили всё те же мускулы команды. С таким двигателем в принципе нельзя было достичь сколько-нибудь приемлемой скорости. В итоге казна перестала оплачивать переделки и опыты и отдала субмарину её автору. Несколько лет лодка находилась на причале у дачи Шильдера, который не имел ни сил, ни средств для продолжения работ. В конце концов, генерал приказал разобрать своё детище и продал «добытый» металл. За долгие годы упражнений он не только построил действующий подводный корабль, но и разработал его «малогабаритный» вариант, воплотить который в металле так и не удалось.
Нельзя сказать, что шильдеровские субмарины являлись большим скачком вперёд, но, тем не менее, определённой ступенькой в истории подводной техники они стали. Впервые действующая лодка изготавливалась из металла и несла оригинальное ракетное вооружение. Кроме того, впервые на ней для наблюдения из подводного положения применялся перископ, пусть и довольно примитивный. Главной бедой в её судьбе стало... отсутствие в то время военных действий. В мирное время власть предержащие относились к субмаринам весьма холодно, а вот в годы войн активность обеих сторон - изобретателей и их потенциальных заказчиков, резко возрастала.

"Моделист конструктор" популярнейший журнал в молодёжной среде (любимый журнал с детства), так что на невнимание, думаю, Вам грех жаловаться.

Приятно пообщаться с потомком выдающегося изобретателя. Всего Вам хорошего!

Евгений Темежников   13.12.2015 13:33   Заявить о нарушении
Спасибо за статью, которую, конечно, я не прочитала. Но существует несколько литературных источников которые посвящены судьбе военного инженера. Это большая статья его сына генерал-лейтенанта Николая Карловича Шильдера, тоже военного инженера, директора Инженерной академии и училища, книга Мазюкевича, по материалам, которые ему и передал Н.К., и книга нашего времени, сотрудника училища им. Баумана - Мазинга. Так Мазинг в своей книге привел табличку открытый К.А. Шильдера, которые были только его личными, и те, что сделаны в соавторстве. В настоящее время в Петербурге, тоже есть человек, который пишет об истории подводного плавания, используя архивные документы. Недавно видела стенд в музее, где рассказывалось о Крымской войне, так там речь шла о его адъютантах - Тотлебене и Тидебеле. Вам спасибо за ценную информацию. Катерина

Екатерина Шильдер   13.12.2015 15:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Шильдер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Темежников
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.12.2015