Рецензия на «Город изнутри» (Джон Маверик)

А вот позанудствую, извините. Видимо, хвалить вас я уже устал :-)

Был такой Герцен. Он как-то раз прочитал "Отцы и дети" Тургенева. А потом он ещё прочитал статью Писарева про Базарова, не помню, как она там называлась. Ну и решил до кучи ещё свою написать. И написал. В целом статья ничем не примечательна, но есть там одна фраза, точнее две:

<<
Худшая услуга, которую Тургенев оказал Базарову, состоит в том, что, не зная, как с ним сладить, он его казнил тифом. Это такая ultima ratio, против которой никто не устоит.
>>

Вот смотрите, городок, картины, сны, девушка, которая нетривиально рисует и нетривиально чувствует, целый мир, причём мир, обладающий некой внутренней красотой и притягательностью, такой просто так не выдумаешь (ну вот я, например, такой мир просто так не выдумаю, вам, возможно, с этим проще). И вот моё впечатление от рассказа: автор начинает рисовать картину этого мира, аккуратно выписывает ощущения, атмосферу, мир начинает проявляться из небытия, становиться реальным, начинает притягивать (аж захотелось в Европу съездить, ибо повеяло атмосферой мелких городков -- ну, не знаю, Германии там, или Финляндии какой-нибудь, но обязательно Европы, больше нигде такого нет), и тут автор останавливается, задаёт сам себе вопрос "и что бы такого мне теперь с этим миром сделать", на полсекунды задумывается, а потом с равнодушным "а ну его нафиг" кидает новую игрушку через плечо на бетонный пол, где та и расшибается вдребезги.

Что остаётся после этого читателю? Ну, разве что подняться, произнести невнятное "эх" и пойти своей дорогой.

Между прочим, вот сходу могу вам альтернативный финал предложить, хоть я вашим талантом и не обладаю. Возвращается, значит, Алекс в этот город, а в доме, где раньше был музей, теперь какой-нибудь, не знаю, офис крупной конторы, или магазин стройматериалов, или ещё что-нибудь подчёркнуто контр-романтичное, а Эмма вовсе даже и не погибла, просто вышла замуж за какого-нибудь инженера, или даже не инженера, а какого-нибудь замдиректора по закупкам, и больше не рисует и вообще искусством и снами не интересуется (и тоже как-нибудь это подчеркнуть, что вот вообще её всё это больше не трогает). Главный герой разочарованно уезжает, но с тех пор ему начинают сниться сны. Последняя фраза такая же, как сейчас.

В чём я совершенно уверен, так это в том, что вы с вашим талантом можете придумать гораздо лучше, чем это получилось у меня. А вот взять и всех героев поубивать в финале -- это вариант самый простой, и в некоторых случаях даже, пожалуй, наилучший (про того же Тургенева с его Базаровым я, пожалуй, ничего более правильного представить не могу), но не всегда же. По мне так у вас это слишком часто случается.

Хотя рассказ в целом понравился.

Алекс Лесоведов   05.01.2016 16:40     Заявить о нарушении
Алекс, спасибо большое за рецензию! Даже не знаю что сказать насчет концовки. Я убил героиню не потому, что не знал, что с ней делать, а вроде как хотел провести мысль, что сны могут убивать, и что занималась героиня совсем не безопасным делом. Она, можно сказат,ь заплатила жизнью за то, что делала. Ведь незнакомец ударил ее ножом после того, как увидел кошмар - то есть, он "рассказал" таким образом свой сон... Но эта связка "кошмар-убийство" то ли не ощущается, то ли кажется неважной... Алекс, убийство воспринимается в рассказе случайным? Или дело не в том, просто сознание протестует против такой концовки, или неорганичным выглядит финал? Сорвать романтический флер, конечно, можно, но не уверен, что это будет лучше.

Джон Маверик   05.01.2016 18:58   Заявить о нарушении
Вот такой трактовки, про небезопасность и всё такое, вообще не видно в тексте. Такое, мне кажется, одной фразой не делается, такой триллер нужно было бы долго и постепенно нагнетать, увеличивая напряжённость -- и для этого не подходит рассказ от лица вашего Алекса, потому что он всего этого не видел. То есть сцена, как этот кошмаровидец приходит к Эмме, как он начинает что-то рассказывать, или даже не начинает, а только декларирует намерение рассказать кошмар, как он, например, пытается что-то начать говорить, но не может связать двух фраз, как он что-то такое вспоминает, вспоминает, вспоминает, потом вдруг хватает нож и ага, -- вот эта сцена должна быть, по моим ощущениям, на пару страниц, тут такую мысль не показать короче. Можно даже было бы этого кошмаровидца привеси к Эмме не один раз, а два, три, то есть чтобы он сначала не мог ничего толком сказать, потом начал бы себя как-то странно вести, и только потом... В общем, не знаю, как это правильно сделать, я бы не смог, если честно.

В том виде, в котором оно сейчас -- убийство вообще ни из чего не вытекает, просто взяли и грохнули. Я потому свой отзыв и написал.

Алекс Лесоведов   05.01.2016 19:29   Заявить о нарушении
В принципе, можно сделать, но мне хотелось лаконично. Магия одной фразы.:) Но не получилось, и фраза, наверное, не та... Спасибо, подумаю, как исправить.

Джон Маверик   05.01.2016 20:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Джон Маверик
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алекс Лесоведов
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.01.2016