Алекс Лесоведов - написанные рецензии

Рецензия на «Вершины» (Джон Маверик)

Извините, Джон, чисто техническое замечание. Утверждение, что в горах каждый сам за себя, категорически неверно. Оно становится верным только на Эвересте, да и там -- только в Зоне Смерти. И не из-за эгоизма, а по сугубо техническим причинам: там просто нет возможности кому бы то ни было помочь. Если бы ваш герой вместо того, чтобы продолжать восхождение на вершину, попытался помочь спуститься этой девушке, они бы оба погибли, вот и всё. Совершенно без вариантов; подтверждающих это случаев -- тьма. И все, кто туда идут, прекрасно это знают. В Зоне Смерти попытка помочь ближнему равносильна самоубийству, причём бессмысленному, поскольку ближнему при этом всё равно не поможешь.

Рассказ в целом мне нравится, и идея, которую вы попытались донести до читателя, тоже. Но вот этот вот технический ляп всё портит -- во всяком случае, в моих глазах и, скорее всего, в глазах каждого, кто в курсе про ситуацию на Эвересте.

Алекс Лесоведов   16.12.2020 19:11     Заявить о нарушении
Алекс, я читал статью про израильского альпиниста, который вытащил своего арабского коллегу именно из зоны смерти на Эвересте. При этом оба чудом остались живы. Так что все бывает, и возможность есть всегда - хотя бы попытаться... Но в рассказе и нет осуждения, есть сожаление самого человека, который стал жертвой ситуации - невозможности помочь. Так что не вижу, в чем ляп.

Джон Маверик   16.12.2020 19:18   Заявить о нарушении
Как знаете, Джон.

Один чудесный случай на сотни смертельных, как по мне, не меняет ровным счётом ничего. Человек попытался совершить бессмысленное самоубийство, но ему повезло, причём так, как везёт раз в жизни и сильно не всем. Это не отменяет всего, что я сказал: в Зоне Смерти нет выбора между вершиной и помощью ближнему, как это явно читается в вашем тексте, там есть выбор между жизнью и смертью. Своей, только своей жизнью и смертью. И я далеко не единственный человек, который это знает, хотя я и не занимаюсь альпинизмом, у меня хобби полегче (тоже вполне смертельные при некоторых обстоятельствах, но всё-таки многократно, в сотни раз легче, чем взойти на Эверест).

А технический ляп, как я уже сказал, состоит во фразе "в горах каждый сам за себя". Это попросту не так, вот то есть вообще совсем не так, я знаком с многими горниками и точно знаю, о чём речь. Просто "горы" и Зона Смерти на Эвересте -- это разные вещи.

Но вы как знаете. Моё дело кукареку, там хоть рассвет не наступай.

Алекс Лесоведов   16.12.2020 19:57   Заявить о нарушении
Вероятно, Вы правы насчет этой фразы. Можно ее изменить. Но основной идеи это не отменяет - перед написанием этого рассказа я прочитал о многих случаях, и как людей спасали, и как оставляли умирать. И здесь нет осуждения главного героя, сказано ведь, что он поступил так, как практически все поступают на его месте.

Джон Маверик   16.12.2020 20:12   Заявить о нарушении
Пардон, всё-таки добавлю: если вместо этого написать "В Зоне Смерти каждый за себя" (и да, я бы эту зону писал с большой буквы, она одна такая -- но это дело вкуса), в общем если "горы" заменить на "зону смерти", пусть даже и с маленькой буквы, то технический ляп, как я его вижу, такая замена устранит.

Алекс Лесоведов   16.12.2020 20:13   Заявить о нарушении
Да, я так и собирался исправить. Спасибо.

Джон Маверик   16.12.2020 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Графоман» (Джон Маверик)

Знаете, Джон, а ведь Главный Редактор просто не нужен. Пусть хочет чего угодно.

Ни один из них, этих вот Главных Редакторов, никогда не был писателем. Ни один из них никогда не сочинил даже самого бездарного рассказика, из тех, что прочитают пять или шесть ближайших друзей автора. Все эти Главные Редакторы -- они ведь просто администраторы, ничтожества, подверженные небезызвестному синдрому вахтёра.

R.I.P., Главные Редакторы. Теперь мы умеем жить без вас.

P.S. Рассказ не об этом, Джон, я это понимаю.

Алекс Лесоведов   07.09.2020 04:01     Заявить о нарушении
Алекс, Вы правы. Администратору никогда не понять творческого человека.
Спасибо большое за отклик!

Джон Маверик   07.09.2020 12:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заблудившийся трамвай» (Джон Маверик)

С полгода на Прозу не заходил, тут вот забрёл — и сразу это.

Уважаемые авторы, простите великодушно, я не буду долго хвалить всю сказку, которую прочитал на одном дыхании, боясь оторваться от монитора, как будто она может исчезнуть. Не буду, потому что дочитал до конца, и концовка благополучно затмила всё остальное впечатление. Ну, не знаю, как солнце затмевает мощный фонарь, который только что играючи побеждал вечный мрак пещеры, бил на добрые триста метров, освещая каждый закоулок на далёких стенах — но стоило подняться из пещеры на поверхность, и тот же фонарь кажется таким тусклым, что впору вообще про него забыть.

Концовка не только не просчитывается (а я, грешный, машинально пытался угадать, как вы в итоге это всё распутаете) — она изумляет своей неожиданностью и одновременно своей органичностью, она, кажется, не из этой сказки, но стоило пройти нескольким секундам, и становится понятно, что тут всё наоборот, это не концовка из этой сказки, это вся сказка, можно сказать, из этой концовки, будто всё к ней и шло, только шло так, что никак нельзя было догадаться. И вот, кажется, вроде нет ничего нового в том, чтобы отправить главного героя в тот момент в прошлом, где он сможет всё переиграть так, как надо, и много раз так делали, и много всяких книжек именно так и кончается, но... там этому не удивляешься. А здесь — здесь я удивился. Хотя бы тому, что это совсем не похоже на "бога из машины" — хотя бы потому, что бог (вот эта вот тётя Яна) с нами с самого начала повествования, а машина так и вовсе упоминается в заглавии.

Браво.

Алекс Лесоведов   13.10.2017 02:39     Заявить о нарушении
Вот это дааааа.... Алекс, вы меня просто поразили! В самое сердце. Я даже не знаю, как вас благодарить. Честно - потеряла дар речи.

Поэтому просто скажу - спасибо! От всего сердца. От всей души.

Стелла Пералес   13.10.2017 03:58   Заявить о нарушении
Алекс, спасибо Вам огромное за прекрасную рецензию!
Спасибо от всего сердца!
Наверное, концовка удивляет, потому что повесть о смерти. А смерть - это самое непоправимое, что может случиться с людьми, то, что уже не оставляет никаких шансов на новое начало, на хоть какое-то улучшение ситуации.
Но у нас все-таки сказка, а в сказке возможны любые чудеса. Разве хорошие люди не заслужили второго шанса?
Интересно, а как воспринимается сказка? Однородной? Или заметно, что писали два автора?

Джон Маверик   15.10.2017 20:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скажи, брат» (Автор Бабука)

Прочитал рассказ -- слегка обалдел. Всегда всем говорю, что служенчество (вот то самое "служение идеям") -- это один из двух корней всех мировых бед, начиная с войн и терроризма. Второй корень всех без -- патернализм (оправдание насилия над человеком словами о "его же собственном благе"), но это в данном случае к делу не относится.

Прочитал рецензии -- слегка обалдел во второй раз: насколько же люди не понимают, как в действительности устроен мир.

А в третий раз обалдел, увидев ваш ответ на одну из рецензий, что якобы это рассказ о демагогии. Да нет же, не о демагогии, если только не считать, что все существующие и существовавшие когда-либо идеологии суть просто демагогия и ничего больше. Но по мне так демагогия, хоть и является обязательной составной частью любой идеологии, на самом деле не исчерпывает идеологию как явление.

Так или иначе, от рассказа я в химически чистом восторге.

Алекс Лесоведов   04.02.2017 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Алекс, за такое вдумчивое прочтение этого старого уже рассказа.

Автор Бабука   05.02.2017 00:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кормчий с нами» (Автор Бабука)

Неприлично громко ржал примерно со второго четверостишия до самого конца и пару минут после. YESS! Спасибо за полноценный час удлинения моей жизни.

Пойду друзьям ссылочку покажу :-)

Алекс Лесоведов   20.07.2016 02:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сказка - ложь» (Джон Маверик)

<<
Так что, праведник, сын праведника, чем молиться с ночи до утра, лучше бы взял из приюта бездомную шавку...
>>

Ну и предшествующая сцена с этим радужным мостом и собакой.

Браво, Джон. Снимаю шляпу.

Алекс Лесоведов   18.03.2016 05:03     Заявить о нарушении
Алекс, спасибо огромное! А в целом как Вам сказка?

Джон Маверик   18.03.2016 13:30   Заявить о нарушении
Да я уже устал вас хвалить :-) Прочиталось на одном дыхании, как практически все ваши вещи. И тут я не нашёл, к чему придраться -- ну то есть сюжет цельный, внутренняя логика нигде не трещит, даже недосказанности никакой нет, финал хоть и открытый, но как будто даже и не открытый, потому что трудно поверить, что у них не получится. Прекрасная сказка получилась. Но вот этот вот эпизод с радугой и шавкой -- он вообще выше всяких похвал.

Алекс Лесоведов   21.03.2016 23:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Угольщик» (Дмитрий Шапиро)

А кстати, действительно, что было дальше?
Мог месяц пройти или, может, три года,
Но раньше ли, позже — наскучит игрушка
Блестящему сыну английского лорда.

Прошу, вы меня не поймите превратно,
Грэй был благороден, не спорю, я верю,
Вот только становится часто досадно
Смотреть, как любовь превратилась в потерю.

Так в чём состояли семейные будни?
Навряд ли кастрюли, ведь Грей был богатым,
Скорее уж скука сквозь солнце полудня,
Она же сквозь полночь во всякую дату.

Быть может, Ассоль родила ему дочку
И сына — нет, что вы, я вовсе не против,
Вот только такую я вижу картину:
Скучает жена, пока муж где-то бродит.

Быть может, он даже остался ей верен,
Хотя это было бы несколько странно,
А впрочем, поймите, ведь дело не в этом,
Вопрос тут лишь в степени самообмана.

Признаться себе, что ты был идиотом,
Порой нелегко, так что чёрт его знает,
Ведь ей изменять он бы мог, скажем, с морем.
С охотой. С работой. С войной! Всё бывает.

Любовь — это здорово, это прекрасно,
Но чуточку грустно, что как ни крути,
А только навряд ли вы в мире найдёте
Поступка глупее, чем брак по любви.

Алекс Лесоведов   07.01.2016 23:37     Заявить о нарушении
Брак по пылкой любви
Не пройдет испытание бытом:
Никогда ведь не знаешь
Что станет с любовью потом
(Романтичный поэт легче видит героя убитым,
Чем с банальной авоською, лысиной и животом:-))))

В старом замке с резными башнями,
У камина ладони грея
Ждет Ассоль, словно дня вчерашнего,
Ждет письма от бродяги Грэя.

Только почта ее не балует,
Дни проходят, а писем нет,
А на реях ошметки алые,
На приколе гниет "Секрет"...

И морщинки, вы только гляньте-ка,
И любви почти не осталось,
И погубит тоска романтику,
Как турбины убили парус)))

Спасибо Вам, Алекс, за чудесный рифмованный (и поэтичный) отзыв!

Дмитрий Шапиро   09.01.2016 21:53   Заявить о нарушении
Снимаю шляпу, ваш ответ просто прекрасен, особенно про авоську и живот :-)

Алекс Лесоведов   10.01.2016 02:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Город изнутри» (Джон Маверик)

А вот позанудствую, извините. Видимо, хвалить вас я уже устал :-)

Был такой Герцен. Он как-то раз прочитал "Отцы и дети" Тургенева. А потом он ещё прочитал статью Писарева про Базарова, не помню, как она там называлась. Ну и решил до кучи ещё свою написать. И написал. В целом статья ничем не примечательна, но есть там одна фраза, точнее две:

<<
Худшая услуга, которую Тургенев оказал Базарову, состоит в том, что, не зная, как с ним сладить, он его казнил тифом. Это такая ultima ratio, против которой никто не устоит.
>>

Вот смотрите, городок, картины, сны, девушка, которая нетривиально рисует и нетривиально чувствует, целый мир, причём мир, обладающий некой внутренней красотой и притягательностью, такой просто так не выдумаешь (ну вот я, например, такой мир просто так не выдумаю, вам, возможно, с этим проще). И вот моё впечатление от рассказа: автор начинает рисовать картину этого мира, аккуратно выписывает ощущения, атмосферу, мир начинает проявляться из небытия, становиться реальным, начинает притягивать (аж захотелось в Европу съездить, ибо повеяло атмосферой мелких городков -- ну, не знаю, Германии там, или Финляндии какой-нибудь, но обязательно Европы, больше нигде такого нет), и тут автор останавливается, задаёт сам себе вопрос "и что бы такого мне теперь с этим миром сделать", на полсекунды задумывается, а потом с равнодушным "а ну его нафиг" кидает новую игрушку через плечо на бетонный пол, где та и расшибается вдребезги.

Что остаётся после этого читателю? Ну, разве что подняться, произнести невнятное "эх" и пойти своей дорогой.

Между прочим, вот сходу могу вам альтернативный финал предложить, хоть я вашим талантом и не обладаю. Возвращается, значит, Алекс в этот город, а в доме, где раньше был музей, теперь какой-нибудь, не знаю, офис крупной конторы, или магазин стройматериалов, или ещё что-нибудь подчёркнуто контр-романтичное, а Эмма вовсе даже и не погибла, просто вышла замуж за какого-нибудь инженера, или даже не инженера, а какого-нибудь замдиректора по закупкам, и больше не рисует и вообще искусством и снами не интересуется (и тоже как-нибудь это подчеркнуть, что вот вообще её всё это больше не трогает). Главный герой разочарованно уезжает, но с тех пор ему начинают сниться сны. Последняя фраза такая же, как сейчас.

В чём я совершенно уверен, так это в том, что вы с вашим талантом можете придумать гораздо лучше, чем это получилось у меня. А вот взять и всех героев поубивать в финале -- это вариант самый простой, и в некоторых случаях даже, пожалуй, наилучший (про того же Тургенева с его Базаровым я, пожалуй, ничего более правильного представить не могу), но не всегда же. По мне так у вас это слишком часто случается.

Хотя рассказ в целом понравился.

Алекс Лесоведов   05.01.2016 16:40     Заявить о нарушении
Алекс, спасибо большое за рецензию! Даже не знаю что сказать насчет концовки. Я убил героиню не потому, что не знал, что с ней делать, а вроде как хотел провести мысль, что сны могут убивать, и что занималась героиня совсем не безопасным делом. Она, можно сказат,ь заплатила жизнью за то, что делала. Ведь незнакомец ударил ее ножом после того, как увидел кошмар - то есть, он "рассказал" таким образом свой сон... Но эта связка "кошмар-убийство" то ли не ощущается, то ли кажется неважной... Алекс, убийство воспринимается в рассказе случайным? Или дело не в том, просто сознание протестует против такой концовки, или неорганичным выглядит финал? Сорвать романтический флер, конечно, можно, но не уверен, что это будет лучше.

Джон Маверик   05.01.2016 18:58   Заявить о нарушении
Вот такой трактовки, про небезопасность и всё такое, вообще не видно в тексте. Такое, мне кажется, одной фразой не делается, такой триллер нужно было бы долго и постепенно нагнетать, увеличивая напряжённость -- и для этого не подходит рассказ от лица вашего Алекса, потому что он всего этого не видел. То есть сцена, как этот кошмаровидец приходит к Эмме, как он начинает что-то рассказывать, или даже не начинает, а только декларирует намерение рассказать кошмар, как он, например, пытается что-то начать говорить, но не может связать двух фраз, как он что-то такое вспоминает, вспоминает, вспоминает, потом вдруг хватает нож и ага, -- вот эта сцена должна быть, по моим ощущениям, на пару страниц, тут такую мысль не показать короче. Можно даже было бы этого кошмаровидца привеси к Эмме не один раз, а два, три, то есть чтобы он сначала не мог ничего толком сказать, потом начал бы себя как-то странно вести, и только потом... В общем, не знаю, как это правильно сделать, я бы не смог, если честно.

В том виде, в котором оно сейчас -- убийство вообще ни из чего не вытекает, просто взяли и грохнули. Я потому свой отзыв и написал.

Алекс Лесоведов   05.01.2016 19:29   Заявить о нарушении
В принципе, можно сделать, но мне хотелось лаконично. Магия одной фразы.:) Но не получилось, и фраза, наверное, не та... Спасибо, подумаю, как исправить.

Джон Маверик   05.01.2016 20:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иногда они возвращаются» (Лев Рыжков)

Всё бы хорошо, только деятельность Ельцина даже близко не напоминала то, что делал Гитлер в Германии. Скорее наоборот. Гитлер практически из руин поднял доставшуюся ему державу (да так, что её усмирять пришлось всем миром, капиталисты даже согласились дружить с большевиками), Ельцин, как мы помним, действовал совершенно наоборот, держава разваливалась на глазах, а он ей ещё и по мере сил помогал. И, кстати, именно поэтому Ельцин мне гораздо менее отвратителен: все "великие державы" -- одно большое зло, разваливать их не только можно, но и нужно. Да и вообще, Ельцин был просто старый алкаш, а Гитлер, между нами говоря, вообще не пил и был вегетарианцем, Ельцин выступать не умел, а Гитлера называли лучшим оратором XX века, ну и далее везде, как говорится. Чтобы быть реальным воплощением зла, нужно быть сильным, Гитлер таким был, Ельцин -- нет.

Кстати, если бы действие происходило на девять лет позже, а вместо Ельцина по телеку показывали его, гм, преемника, то я бы в происшедшее поверил существенно охотнее.

Алекс Лесоведов   04.10.2015 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Алекс, за дельное замечание и правильное понимание))

Лев Рыжков   04.10.2015 16:40   Заявить о нарушении
А чего там понимать, всё достаточно очевидно. Идея мощная, но детали эту идею, увы, зарубают напрочь.

Алекс Лесоведов   04.10.2015 20:52   Заявить о нарушении
Кстати, Алекс, если принять, как цель, разрушение именно России, как державы, то противоречия никакого нет.

Лев Рыжков   04.10.2015 21:16   Заявить о нарушении
У Гитлера не было самостоятельной цели разрушить Россию, ему просто нужны были новые территории для его "нации сверхлюдей", и такими территориями обладала только Россия. Ну чисто вот под руку попалась, "ничего личного, просто работа такая". Тех же французов Гитлер люто ненавидел, чем-то они ему хвост прищемили, какой-то локальной войнушкой, не помню подробностей. Вот Францию он реально жаждал разрушить. А Россию -- просто захватить, потому что нужно. Очень уж она большая, а в Германии тесно, как и во всей Европе.

Впрочем, если бы Гитлер именно что хотел, ну там в отместку или как, изничтожить Россию и при этом вселился в Ельцина в 1990 году, действовал бы он совершенно не так, как в действительности действовал Ельцин. Накой чёрт, например, тогда было бы воевать в Чечне, когда можно было Чечню эту демонстративно "отпустить" на все четыре стороны, причём никто бы и слова не сказал -- сами же только что СССР расфигачили, если бы на уровне бывших республик не остановились -- то никто бы и не удивился, ибо логично. За Чечнёй бы немедленно последовали другие регионы -- Северный Кавказ разбежался бы весь и очень быстро, после чего там начали бы резать друг дружку, уж они бы себе нашли локальных карабахов; Сахалин и Камчатка тоже бы сбежали и сейчас уже были бы под японцами, а Приморье -- под китайцами (оно, впрочем, и так под ними), ну и так далее. Карелия бы наверняка с Финляндией воссоединилась. Короче говоря, если распад России был бы целью Ельцина в начале девяностых, сейчас бы и слова такого "Россия" уже никто бы не помнил. Но у Ельцина цели-то были скромнее: дожить остаток лет царём, в смысле в царском достатке, и всё. Потому мы и видели то, что видели.

Не, не складывается паззл, хоть так, хоть эдак.

Алекс Лесоведов   04.10.2015 23:23   Заявить о нарушении
Ну, и ладно! Я на истину в крайней инстанции и не претендую))

Лев Рыжков   04.10.2015 23:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты ехай, Леха» (Дмитрий Шапиро)

Ну вот, три часа ночи :-) Спасибо за прекрасно проведённые 3,5 часа, которые ушли у меня, чтобы одолеть эту вещь. Гм, Вещь!

Как вы как-то раз сказали, простите зануду, но мне поначалу мешало смешение прямой речи, оформленной то как диалог, то в кавычках. Вообще кавычки для произнесённого уже как бы устарели, а при таком смешении на контрасте и вовсе тяжко не воспринимать их не как произнесённое героем, а как _подуманное_ им же. Ну то есть тоже как бы прямая речь, только другого типа.

И ещё, у вас устойчивая ошибка -- вы обстоятельство в начале предложения выделяете запятой, как если бы это было вводное слово. Различие между ними банальное -- вводное слово во фразу не вписывается, к нему вопрос не ставится, а к обстоятельству очень даже ставится. Так вот обстоятельство не выделяется запятой. Вот даже в последней фразе тут у вас "сквозь пелену..." -- вся эта конструкция не нуждается в обособлении. А ещё нельзя запятой разрывать устойчивые словосочетания вроде "потому что". Вот нельзя, и всё тут :-) Это всё не претензия, естественно, я ко всем этим особенностям почти сразу адаптировался, просто эта фишка с обстоятельствами довольно простая, меня самого на неё одна дама-корректор настропалила несколько лет назад (я всё норовил "соответственно" и "таким образом" выделять, а они не всегда выделяются, сейчас я это уже ощущаю интуитивно, а тогда этой даме пришлось поработать), а текст становится существенно более гладким. Не сочтите за punctuation nazi :-)

Браво ещё раз, я от монитора оторваться не мог, разве только за чаем. И так пока не дочитал.

Алекс Лесоведов   26.09.2015 03:12     Заявить о нарушении
Спасибо за науку, Алекс. Воспользуюсь вашими советами, как только появится время. И особая благодарность за три с половиной часа, что вы провели перед монитором:-)

Дмитрий Шапиро   26.09.2015 20:58   Заявить о нарушении