Рецензия на «Бабочка» (Екатерина Яковлева Мурманск)
"А мы всё ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса", - заметил однажды Владимир Высоцкий. Риторика и пафос противопоказаны литературе, риторика и пафос превращают живые побеги искусства в пластмассовые суррогаты, в картонные пособия по руководству семьёй и бытом. В рассказе Екатерины Яковлевой вновь и вновь звучат вечные вопросы, а талант её проявляется в том, что эти мучительные загадки бытия поставлены неявно, они пробиваются как росток из сна Никиты - из подсознания. Даже нечуткий читатель ощущает, что рассказ как бы недорассказан, что как будто требуется продолжение, какой-то вывод. Невнимательный читатель так и останется при своем недоумении, так и не догадавшись, что продолжение рассказа находится в его собственном размышлении, но только это усилие надо ещё приложить. Рассказ "Бабочка" побуждает находить нужные вопросы: "Почему неординарные люди так часто одиноки? В чем причина обреченности на непонимание мужей и жен? Зачем люди, как будто созданные друг для друга, живут не вместе? Неужели необходимо вытравить из души всё яркое, своеобразное, искреннее, чтобы приспособиться к жизни?" Ответов нет, зато есть глубокий подтекст, из которого зоркий читатель видит, что Никита любит Алю, Нику, что он мечтает о сердечных отношениях в семье, при которых нет места мелочности, оскорбительной забывчивости, зависти, что он одинок, что он знает, как хорошо было бы ему с Алей, знает и о том, что сама Аля знает это. Не нужно всё это подробно расписывать, это было бы так же странно, как если бы вместо картины повесить на стену ее описание. Рассказ психологически точен и достоверен. Спасибо за него, Катя! Андрей Ивановъ 26.02.2016 16:05 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |