Рецензия на «О себе, литературе и другом» (Зорин Иван Васильевич)

Как-то известного российского литератора Валентина Распутина спросили: «Не кажется ли Вам, что сегодня существуют как бы две литературы: одна, очень небольшая (буквально два-три автора), продолжает классическую традицию и остальная – грязная, поверхностная псевдолитература?»
«Ну, конечно, кажется. И не только кажется, а так оно и есть, - ответил писатель. - Это было сделано сознательно. Перестали широко издавать нравственные книги, чтобы проталкивать ту литературу. Однако многие (авторы), увы, постепенно склоняются… к зарабатыванию денег, - заметил писатель. - Ведь напишешь серьезную книгу — она и будет простаивать на полках магазинов, потому что нет спроса. Вот и учатся писать так, чтобы угодить современной публике».
Мысль Валентина Распутина продолжили Вы, Иван Васильевич: «Чтобы стать бестселлером, книга не должна возвышаться над стереотипами. Она не должна учить, ведь обывателю, как кролику, всё известно с рождения. И уж точно, что жизнь он знает лучше автора, избравшего такой неблагодарный хлеб. Он голосует рублём и за свои кровные заставляет говорить с ним на одном языке. Так литература скатывается до ликбеза, книга - до букваря. Учитель в классе может ориентироваться на лучших, может - на середняков, а может - на отстающих. Выбор за ним. Только что с ним будет при власти учеников? Это Превер ещё мог себе позволить кокетливое: «Уж слишком многим нравятся мои стихи, наверное, я плохо пишу! Сегодня в век победившей демократии опасно казаться умнее читателя. Первый удар по башне из слоновой кости нанёс пролеткульт (и это был нокдаун!), второй - масскульт (и это, похоже, нокаут!)»
Нечто подобное происходит со всей российской культурой. С утра до глубокой ночи с телеэкрана демонстрируются низкопробные сериалы и шоу. В выходные и праздничные дни зрителей потчуют концертами с участием одних и тех же певцов, репертуар которых составляет тюремно-одесский шлягер. На тему русских народных песен нарочито буйно импровизирует Надежда Бабкина, её агрессивная манера исполнения искажает и уродует национальный колорит музыкальных произведений. На другом телевизионном канале развлекаются юмористы, кривляясь и искренне радуясь своим плоским сальным шуткам. Кстати, в странах Прибалтики и на Украине не услышишь примитивный песенный шлягер, во многих современных песнях и музыкальных произведениях присутствует национальный колорит.

Современные российские режиссёры не отстают от общей вакханалии, при этом, они умудряются изуродовать даже классику. Фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» - яркий тому пример. Потоки крови, отрубленные человеческие головы, треск костей и тому подобные устрашающие элементы превзошли американские «ужастики». Вряд ли Николай Васильевич Гоголь узнал бы своё литературное детище. Известный юморист Михаил Задорнов остроумно назвал этот фильм православным триллером. Неужели современные режиссёры разучились создавать что-либо стоящее? А может быть, у них другая цель – отучить зрителей от высокого искусства?

Любовь Шифнер1   03.04.2016 14:00     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь Михайловна, мне кажется, что цель у них, увы, одна, остаться при своем месте. А пошлость не имеет дна, игра на понижение всегда проще. Уж, кажется, куда гаже, а умудряются... Талант! :) Удачи нам всем!

Зорин Иван Васильевич   03.04.2016 14:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зорин Иван Васильевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Любовь Шифнер1
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.04.2016