Рецензия на «Куява русская и Куява польская?» (Олег Киселев)

Олег, заметка занятна,особенно:"...земляные, укреплённые Змиевы валы для защиты от кочевых племён Дикого Поля": как всегда не оттуда пришла беда(а может быть,удача) , викинги явились Днепром. А кроме змиевых были еще Трояновы валы.Возможно, как-то связанные с римским императором Траяном, но вернее всего, со славянским богом Трояном и древними славянами (или праславянами). На фото валы неоплывшие и возрастом не древние. Бусовград также,скорее всего, легендарный город. Жаль, нет фото городища. Меня впечатлили городища у Канева по левому берегу Днепра, относящиеся, опять же, вероятно, к трипольцам. Хотя фольклор и мифология тоже интересны, без них народу и литераторам никак не прожить.

Николай Тернавский   17.08.2016 19:46     Заявить о нарушении
Значит, Бусовград существовал точно около 500 г. до н.э., а Куява - это, якобы, что-то польское? А то, что слово "куява" до сих пор живет в польском языке и что существовало ляшское племя "поляне", это тоже якобы?
В настоящее время в российской историографии стали высказываться предположения о том, что днепровские поляне изначально были частью польского племени полян и могли переселиться на Днепр в ходе одной из волн славянского переселения с Запада на Восток, либо в период притеснений славян со стороны Аварского каганата, либо по иным причинам. Дополнительным подтверждением возможности этого служит то, что совсем рядом с ареалом расселения польских (ляшских) полян (живших по Варте и в междуречье Варты и Средней Вислы вокруг Гнезно и Познани), один из близлежащих регионов называется Куявия.
В земле полян, как известно, был основан Киев - мать городов русских. Летописцы приводят легенду о трех братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щека ассоциируют с гипотетическим прародителем чехов, который, согласно чешскому автору 14 в. Далимилу, был изгоем из "хорват", а имя Хорива привязывают то ли к тем же хорватам, то ли к хорутанам (что сомнительно;) - во всяком случае к культу сарматского Хорса (правда, русский хронограф 1679 г. и Иоакимовская летопись сообщают только о двух братьях - Русе и Словене; в западно-славянской традиции имена геналогических героев несколько иные: остается Чех, появляются Лях/Лех и Крак; А. Ирасек приводит, судя по всему из Великопольской хроники, четвертую версию легенды, в которой фигурируют Чех, Лех и Рус). А как насчет Кия, по имени которого, якобы, нарекли современную столицу незалежной Украины? Само слово "кый" - лексема, знакомая всем славянским языкам и означающая "палка", "посох", "дубина", "трость", "батог". С другой стороны, если изучить карту славянских топонимов, то обнаружится, что в ареале расселения восточных славян существует целая россыпь селений Киево/Киева, Киевец, Киевичи (в Белоруссии, Смоленской, Новгородской, Псковской областях). Более того, в Сербии, Хорватии, Южной Моравии мы без труда найдем города, называемые Кийов (Kyjov), в Словакии - Кийово, а в Польше - Кийево. Вспомним, наконец, о летописной легенде, согласно которой Кий, по договоренности с византийцами, основал где-то в придунайских местах "градок мал" - Киевец. Дело тут, видимо, не в легендарном Кие, а в польском (и, якобы, украинском) диалектном словечке куява, kujawa, которое означает "голое место среди леса", "безлесый холм, окруженный лесами". Лингвисты считают переход "уя" в "ие/ые" закономерным для данного случая. В пользу происхождения Киева от куявы как будто говорит самоназвание "кыяне" (по Кию должно было бы быть - "кыевичи", но мне это кажется сомнительным в свете помянутых выше Киевичей) и цитата из Повести временных лет: "был кругом города лес и бор велик". Известно также, что Куявия (польск. Kujawy) — это историческая область на севере Польши, в междуречье рек Висла и Нотеч. Не вдаваясь в детали, упомянем и Куябию - один из трёх центров русов, наряду с Арсанией и Славией, который упоминается в трудах «классической школы» арабских географов X века.

Алексей Аксельрод   18.08.2016 12:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей!
Вы написали в рецензии столько интересных выводов и предположений. Для полного ответа нужно много написать. Но постараюсь написать свои выводы и предположения, как реакцию на одну цитату.
Цитата:
"Бусовград существовал точно около 500 г. до н.э., а Куява - это, якобы, что-то польское? А то, что слово "куява" до сих пор живет в польском языке и что существовало ляшское племя "поляне", это тоже якобы?"
Письменные высказывания историков и путешественников сообщают нам, что Бусовград существовал около 500 г. нашей эры возле реки Лыбидь, эта река существует и сейчас, но как мутный поток. На месте этого Бусовграда я ещё застал в 1943 году посёлок и довоенный совхоз. Я решил, что полторы тысячи лет какая-то часть населения жила там из поколения в поколение, сохранив корень "Бус" и в названии местности и в названии протекающего там небольшого ручья тоже с названием Бусловка.
Я не утверждаю, что "поляне" это поляки. Скорее это потомки какого-то более древнего славянского племени. Пути полян и поляков к началу VIII века разошлись, но их языки в это время были ещё очень близки, они легко понимали друг друга и входили в состав большого (от Днепра до Вислы) племенного союза с названием Куява и с какими-то обними руководителями, имена которых не сохранились или переосмыслились. Вот эти славяне (праславяне) сооружали "Змиевы валы".
Слово "Кий" сейчас обозначает орудие в виде дубины с утолщением или набалдашником на конце, ну, и биллиардный кий. А в те времена кием могли называть и металлическое или составное боевое оружие, которым пользовался предводитель и, естественно, это был и символ его власти. Булава польских и украинских гетманов и пернач полковника имеют что-то общее с кием. Возможно, своеобразный и украшенный драгоценными металлами КИЙ был в то время символом княжеской власти, а столичный город князя мог называться Киев, Киевград.

Олег Киселев   21.08.2016 22:43   Заявить о нарушении
Среагировал на замечание Алексея Аксельрода, напомнившего о том, что Киев когда-то считался матерью городов русских (добавлю - а Ростов отцом). Давно занимаюсь своей расшифровкой значений русских слов через образы азбучных символов. И вот что нашёл. Возможно, что название города произошло от изменённого названия реки – Куява – Кияв – укр. КиЇВ. (На эрзянском языке - «КИЯВА» – ПУТЬ; в советские времена в Саранске на языке эрзя издавалась периодическая газета: «Ленинень киява» - «По Ленинскому пути».) Укр. КИ-ЇВ, где КИ – древнее значение первородной Богини-Матери, относящееся ещё к матриархату; "Ї" - общение, общность, "В" - множество собранное воедино. Т.е. КИЇВ – это женское начало общности, как множества собранного воедино. Поэтому видимо название города и сохранилось в памяти народа, как Матерь городов русских. К тому же КИТА – др. рус. "стена".
С уважением ко всем,

Николай Леухин   15.11.2022 00:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Киселев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Тернавский
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.08.2016