Рецензия на «Страх полета» (Василий Васильевич Ершов)

Приветствую, Василий Васильевич!.. Читал Вашу повесть с редким восторгом от удивительной прозы, воспринимая которую, испытываешь и потрясение, и массу всякого рода переживаний, и самое главное - реальное скопление опасностей, когда жизнь экипажа и пассажиров висит, что называется, на волоске... Всё выстроено с блеском, впечатляет психологическая утончённость в отражении духовной сферы главных героев, лаконизм и колорит изящной словесности... Помнится, Вы советовали мне снизить градус похвал... Слушаюсь и повинуюсь. Но мне далее очень хочется поговорить, поделиться с Вами некоторыми воспоминаниями и суждениями, ассоциациями, вызванными этой повестью.
Сразу вспоминается реальный случай, когда у нас, в Воронеже сел армянский экипаж Ту-134. На левом двигателе у них разрушился диск компрессора, пробило левый борт в районе заднего багажника выше пилона, но удачно, не повредив тяги управления. Задет был лишь жгут проводов и то частично. В общем повезло армянам - благополучно сели на одном двигателе. Жутковато было смотреть на разодранный борт.
Из Ваших летных дневников я с глубоким потрясением воспринял все обстоятельства катастрофы Ту-154 экипажа Виктора Фалькова. С одной стороны Ту-154 - прекрасный самолёт, а с другой? Ну почему при отказе бустеров не сохранено действие на рули обычными механическими тягами. Пусть в пять раз тяжелей управление, да плюс пружины загружателей, но оставался бы шанс. Почему так неразумно расположены трубопроводы, если одним повреждением отключаются все три гидросистемы?
Вообще говоря, вспоминаются не такие уж сложные и безнадёжные сочетания отказов, а итог всё равно плачевный. Ну, к примеру, катастрофа Ту-154 сразу после взлета в Алма-Ате. Экипаж Кулагина всё делал согласно РЛЭ, и погиб, после чего инструкции были переписаны. Взлетали жаркой ночью, впереди только что прошёл ливень, понятия о сдвиге ветра, тогда, в 75-м, похоже, ещё не было. Убрали закрылки, и самолёт стал просаживаться. Всё исправно, двигатели на взлётном, а он сыпется до земли. Им бы снова выпустить закрылки - самолёт бы, вероятно, "вспух". В последующем инструкция предписывала убирать закрылки лишь при достижении безопасной скорости, а не высоты круга. Опять же не все летчики, как Ваш Климов.
Законы жанра требуют возводить все отказы в одном полёте в какую-то немыслимую степень. В это тоже не всегда верится. Уж самым наглядным примером такого подхода послужил фильм Митты "Экипаж". Каково было второму пилоту добраться до руля высоты, пробившись через десятки нервюр в киле? Про штопанье обшивки в полете уж совсем смешно говорить. Вспоминаю реальный эпизод из своей практики технаря. Я готовил зимой к вылету Як-42, и вышло так что заглушка в заборнике среднего двигателя провалилась в канал к самому компрессору. Я перелез с вышки и съехал по каналу внутрь, думая, что запросто выберусь оттуда вместе с заглушкой. Увы, ничего не получалось, ноги скользили, я скатывался и лихорадочно думал, что же делать? Пришлось снять один унт и выбросить из канала. Надеялся, что кто-то из спецов или бортмеханик заметит, догадается. Так и вышло. Вытащили меня при помощи багажной сетки. А как вылезти по каналу в полёте на скорости 350 - сказать сложно.
Ещё меня резанули по сердцу вот эти строки в конце повести: "Потом будет обходной лист. Потом сидение на шлагбауме и безнадёжная тоска по разрушенной авиации. Потом - рак..."
Будем считать, Василий Васильевич, что с желудками ушли и все наши проблемы. Всё-таки этот способ устранения онкологической опасности - самый радикальный. А дальше присягаем здоровому образу жизни, здоровому питанию и самой матушке-природе. Скажу Вам откровенно: с некоторых пор в образе Всевышнего я воспринимаю Вселенную, космос - всё сущее, что мы можем усвоить, понять хотя бы умозрительно. Иначе говоря, это совокупность физических, химических и нравственных законов, в сфере действия которых имеют место разумность, целесообразность, гармония... Благословляю, исходя из этого Вашу дачу, радостное наше пребывание в любящих руках природы.
С удовольствием читаю Ваши произведения и вообще радуюсь душевному общению. Не исчезайте, Василий Васильевич, живите вечно!.. Видите, я успел прирасти к Вам всем сердцем и надеюсь, что мы ещё воспарим над бездной и над всеми невзгодами. Желаю Вам несокрушимой бодрости духа!



Лев Якубов   16.12.2016 20:19     Заявить о нарушении
Столь красивую рецензию могу сравнить лишь с отзывом академика Пономаренко, он есть у меня в "Дневнике графомана". Ну, спасибо за комплименты.
А случаи в авиации были, есть и будут, и я надеюсь, пилоты с ними справятся.

Спасибо за добрые пожелания. Вам тоже доброго здоровья, физического и душевного на долгие годы.

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   20.12.2016 03:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Васильевич Ершов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лев Якубов
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.12.2016