Рецензия на «Кабина Ту-154. Рабочее место бортинженера» (Василий Васильевич Ершов)
Неужели такое возможно? -перепутать закрылки и шасси... *** «Вместо шасси убрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154 «Бывали такие случаи, когда вместо «закрылки-15» переключатель случайно ставили в положение «0» Вчера в 11:24 Предварительные результаты расшифровки бортовых самописцев разбившегося под Сочи военного Ту-154Б-2 подвели черту в спорах о возможных причинах катастрофы. Уже первоначальные данные подтвердили версию ошибки пилотирования. Что именно понимается под этими выводами, «МК» пояснили наши эксперты – летчики, которые внимательно следят за ходом расследования. «Вместо шасси убрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154 фото: Евгений Семенов Официальных подтверждений данных расшифровки «черных ящиков» пока нет – прошло слишком мало времени, поэтому вся информация поступает исключительно со ссылкой на неназванные «источники» и специалистов «близких к следствию». В частности, один источник утверждает: «Самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за «сваливания» при недостаточной для взлета подъемной силе крыла. Закрылки Ту-154 сработали рассогласованно, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, и скорость не была достаточной для набора высоты. Причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, пока не установлена». «МК» на второй день после трагедии тоже писал, что версия о нештатной работе закрылков озвучивалась представителем Минтранса. Однако один из летчиков, более 10 лет пролетавший на Ту-154, рассказал, что на этом самолете установлена следящая система, которая контролирует выпуск и уборку закрылков. Другой наш эксперт, в прошлом так же пилот Ту-154, подтвердил его информацию, однако, учитывая новые данные – предварительную расшифровку «черных ящиков», развил эту тему более широко. На Ту-154 рычаги, регулирующие положение шасси (справа) и закрылков (слева), находятся рядом. Чтобы убрать шасси и закрылки, требуются похожие действия: протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх. Фото: Денис Окань Он объяснил: - Если происходит рассогласованный выпуск закрылков – один выходит быстрее, другой медленней, или заклинил по каким-то причинам – то заклинивший закрылок остается в том положении (оно измеряется в градусах) в котором и застрял. То есть система отрубает все электродвигатели, которые применяются для выпуска и уборки механизации (закрылков). При этом исправный закрылок эта следящая система выпускает, или убирает именно на тот самый угол, на котором остался заклинивший закрылок. У некоторых в связи с этим возник вопрос: а возможно ли, что разбившийся «Ту» был настолько старым, что не был оборудован такой системой? Нет. Я летал на этом самолете и могу сказать, что лишь на самых первых Ту-154 ее не было. Позже пошли самолеты с обозначениями Ту-154А, затем «А-1», «А-2», потом - Ту-154 Б и т.д. Последние модификация с обозначением «М». И на всех стояла эта система. Так почему-жеодин из членов экипажа в своих последних словах ругает закрылки? Думаю, он в этот момент как раз понял, что совершил ошибку. фото: Иван Скрипалев Далее наш эксперт поясняет: - Переключатель уборки и выпуска закрылков находится в этом самолете выше лобового стекла кабины экипажа, чтобы и командир, и второй пилот могли до него дотянуться. Если пилотирует командир корабля, то механизацию выпускает второй пилот, если пилотирует второй пилот, то переключателем управляет уже командир. В переключателе есть такие пазы, где в трех различных положениях стопорится переключатель: «закрылки-15», «закрылки-28» и «закрылки-45». И вот когда командир рулит на взлете, он дает команду: «закрылки-28». Второй пилот ставит их во взлетное положение. Самолет (это, правда, зависит от полетного веса) отрывается от земли на скорости 270-290 км в час. Затем, когда ему требуется пересечь высоту 120 м и уйти выше, он разгоняется до скорости не менее 330 км в час и тогда дается команда на уборку механизации. То есть из положения «закрылки-28», их переключатель ставится в положение «закрылки-15». А самолет тем временем продолжает разгон. Но бывали такие случаи – особенно если болтанка в воздухе – когда вместо «закрылки-15» переключатель случайно, по ошибке, ставили в положение «0». Это, конечно, предположение, но вот представьте: с «28» закрылки сразу убираются на «0». А при этом скорость полета на «чистом крыле», то есть когда уже полностью убрана механизация, не обеспечена. В результате самолет выходит на критический угол атаки, при котором возможно сваливание в штопор. Если произошло что-то подобное, то это однозначно можно расценивать как ошибку экипажа. Закрылки предназначены для придания крылу подъемной силы. Фото: Сергей Пугачев Еще один наш эксперт-летчик описывает возможную ситуацию в кабине Ту-154 так: - Если закрылки начали убираться не синхронно, то дело тут не в том, что недостаточно подъемной силы. Ее достаточно. Просто разница подъемных сил на левом и правом полукрыле приводит к тому, что интенсивно развивается угол крена. Если сразу же на это не среагировать, то дальше уже ничего не сделаешь, так как скорость растет и соответственно растет разница подъемных сил на полукрыльях и даже хода рулей уже не хватит для компенсации. Именно поэтому на всех самолетах устанавливают механизмы, которые ограничивают уборку механизации, если идет ее рассогласование. Однако, судя по расшифровке переговоров, которая появилась в СМИ, там, возможно все было еще хуже: пилоты вместо шасси убрали закрылки… И убились. В этом случае там вообще без вариантов… Вячеслав Воробьёв 29.12.2016 12:21 Заявить о нарушении
Похоже, что-то там пошло не так...а высота критическая,
времени на исправление просто не было... Вячеслав Воробьёв 29.12.2016 22:04 Заявить о нарушении
Я сам, уже налетав около 15 тысяч часов, пару раз в запарке путал рычаги шасси и закрылков, правда, на выпуске, на высоте, вовремя спохватывался и переигрывал назад. Так что это вполне возможно.
Управляет уборкой-выпуском шасси только и только правый пилот. Даже если сам пилотирует справа: правой рукой управляет штурвалом, а левой работает с шасси. Закрылки убирает пилот, свободный от пилотирования; он же ведет радиосвязь. Несинхронный выпуск правой и левой половины закрылков блокируется в самом начале рассинхронизации, по докладу штурмана "закрылки убираются несинхронно!" Пилот тут же включает тумблер синхронизации, при этом работающий закрылок автоматически устанавливается на тот угол, на котором застыл неисправный и останавливается. Если вдруг застывший чуть сдвинется - исправный отследит и тоже сдвинется на ту же величину. Дальше экипаж безболезненно заходит на посадку, учитывая угол, на котором остановились закрылки. Самое начало рассинхронизации легко парируется элеронами. Главное - уследить, и штурман за этим скрупулезнейше следит, это записано в инструкции. При уборке закрылков после взлета на скорости не менее 330 на самолет действуют различные моменты сил от убирающихся закрылков и синхронно перекладывающегося стабилизатора. Синхронность эта несколько ступенчатая, и самолет то норовит чуть задрать нос, то потом стремится чуть его опустить. Эти стремления легко парируются штурвалом. Но когда уборка закрылков производится в два приема, пилотировать несколько легче. Однако и уборка в один прием не приводит к катастрофическим результатам - просто пилоту потребуется немного дольше поддерживать самолет от просадки. За это после расшифровки полета порют пилотов нещаднейше. На Ту-154М взаимодействие стабилизатора и закрылков при уборке сглажено до такой степени, что разрешили убирать в один прием - и ничего страшного. Страшно ошибиться после отрыва: когда на высоте 5-10 метров правый пилот вместо уборки шасси бездумно, автоматически переведет вверх рычаг закрылков. Скорость в этот момент, вместо необходимых 350 км/час, пока еще едва достигает 300-310, а закрылки начинают убираться. Убираются они довольно долго, и подъемная сила на крыле уменьшается в течение 10-20 секунд. Но за это время требуется разогнать самолет до безопасной скорости с "чистым крылом" 400 км/час. При этом пилоту приходится постоянным увеличением угла атаки поддерживать самолет, чтобы он не терял высоту и не зацепился за близкую землю,- и в то же время выжидать, пока нарастет скорость, а значит, прижимать самолет к земле. Если чуть передрать штурвал - самолет выйдет на закритический угол атаки, сработает звуковая и световая сигнализация и произойдет сваливание. При этом сработает звуковая сигнализация опасного сближения с землей. Если чуть сильнее отдать от себя - самолет просто зацепится за землю. Спасти полет можно было бы, если бы командир осознал, какая произошла ошибка, и правой рукой сам немедленно снова выпустил закрылки. При этом под самолетом взбухнет воздушный пузырь, машину станет подпирать снизу возникшая подъемная сила и пилоту легче будет разгонять скорость, отдавая штурвал от себя. Подавать команды и вообще разговаривать в данной ситуации просто некогда. А если осознаешь слишком поздно, тогда может вырваться крик вроде "Закрылки, сука!" Фразеология в кабине на взлете перед отрывом и в процессе отхода от земли всегда такова: - Штурман (Ш): Рубеж! - Командир воздушного судна (КВС): Продолжаем взлет! - Ш: Подъем! Скорость отрыва! Безопасная! Высота пять метров! - КВС: Шасси убрать! - Второй пилот (2п): Шасси убираю! Шасси убираются! - Ш: Высота 50! - КВС: Фары выключить, убрать! - Ш: Убираю! Фары убраны! - 2п: Шасси убрано! - Ш: Высота 120, скорость 330! - КВС: Закрылки 15! - 2п: Убираю 15! - КВС: Закрылки ноль! - 2п: Убираю, ноль! - Ш: Закрылки убираются синхронно, стабилизатор перекладывается на ноль, предкрылки убираются! Скорость 360! Скорость 400! Это как молитва: раз и навсегда. Такова ли была фразеология в кабине несчастного Ту-154 в Сочи! Василий Васильевич Ершов 31.12.2016 11:20 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |