Рецензия на «О жизни и смерти» (Георгий Цвикевич)

Георгий, тема, к которой вы прикоснулись, безгранична для познания или непознаваема вовсе. По крайней мере нам (пока ещё живым в обычном понимании) так видится. Перешедшим границу раздела – сам момент смерти, открывается и бесконечное знание о смерти. Гложет мысль, почему это знание запретно для живых. Я думаю, для того, чтобы живые ЖИЛИ. И не уходили в запредельный мир по собственному произволению. Самоубийство считается самым страшным грехом в православии. Только Бог вправе распоряжаться сроками. В исламе, напротив, добровольная смерть за Всевышнего – высшая честь. И она распространена именно потому, что мусульмане уверены, они всё знают о смерти и вечности.
И всё же для большинства людей, страх смерти – страх неведомого, непознаваемого. «Какие сны в том смертном сне приснятся?»
Вы попытались хотя бы филологически приоткрыть завесу и примирить жизнь и смерть. Гораздо труднее найти их онтологическое примирение и совпадение. Православные монахи решают эту проблему памятованием о смерти. О собственной смерти они приучают себя думать и рассуждать ежедневно и главное, молятся о ней. «Господи, помилуй мя грешного» Помилование имеется в виду именно после смерти, на суде за все грехи, совершённые при жизни. Помилование грешника, оправдание его благими прижизненными деяниями и верой.
Смерть присутствует и в мыслях мирских людей ( пока мы ещё живы). Не значит ли это, что смерть участвует и в нашей жизни, качественно изменяет душу, воспитывает её, открывает новые более высокие духовные потребности. Люди, прошедшие смертельные испытания, меняются разительно, но не все ко благу.
Цивилизация потребления накладывает табу на памятование о собственной смерти и вынуждает человека жить так, как будто ИМЕННО ОН здесь навсегда. Это мировосприятие маленьких детей. Но страдания прорываются и в комфортную жизнь и сталкивают человека с ужасной мыслью о собственной конечности.
Смерть бывает и окончательной – это смерть души. Даже огонь не очистит душу нераскаянного грешника, и она канет во тьме НЕБЫТИЯ.
О посмертной участи я думаю по-православному, хотя есть сомнения, приходит ли душа в этот мир единожды. Но в том, что посмертное Бытие есть, не сомневаюсь. Траектория жизни определяет посмертное БЫТИЕ. Мы формируем душу свою всю посюстороннюю жизнь именно для жизни в инобытии. Душа наша – стрела запущенная в вечность.

Марина Стрельная   03.03.2017 12:21     Заявить о нарушении
Марина, какое же удовольствие я получил, читая Ваш отзыв! Ваши мысли так классно сформулированы, так ясно и просто выражены, что сердце не нарадуется такому посланию. Мои мысли, либо идентичны, либо сходны с Вашими. Есть у меня несколько теней, которые то возникают, то пропадают и не дают моей вере быть глубокой, и полноводной. По вере воздастся, имеется в виду по жизни нашей. Грехов столько, что для них впору открывать отдельный склад, как только душа их бедная носит?! Но мы - такие, такими мы пришли в этот мир и воспитание + образование только слегка нас отшлифовали. Конечно, я помню о первородном грехе, но не могу представить, что Господь мог за нами не уследить. Это, как поцелуй Иуды, когда Господь знает и о своей участи, и о предательстве (не вынужденном ли?) своего ученика. Тема смерти, едва ли не самая таинственная в наших исканиях и верованиях. Да, стенка поставлена плотная и за неё не заглянуть, пока не придёт время. Но как чудесно заканчивается Ваше послание, какой образ, какой мощный посыл для вечных скептиков и нытиков! Спасибо за это великолепное сравнение!

Георгий Цвикевич   03.03.2017 21:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Георгий Цвикевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Стрельная
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.03.2017