Рецензия на «Гл. 9 Астры, звезды и астрал» (Екатерина Домбровская)
Дорогая Екатерина! Дважды с большим вниманием прочитала этот текст. Я просто потрясена Вашему видению всех действующих лиц. Думаю, что таким Чехова через его героев мы, читатели, видим впервые. Как по новому раскрыт Астров. Читаем у автора: "Немногие постигают, что и Астров, один из самых духовно и кровно близких Чехову героев, мыслит не по аполлонически-дионисийским понятиям Ницше и тех, кто пытается скрестить те ядовитые испарения с животворящим духом русской православной классики, а по ясно читаемым Библейским «прописям», – то есть по воле Божией.". И вся глава - открытый, острый отпор ницшианству. Вопрос этот сложен и важен особенно для молодого поколения, оглядывающегося на Ницше, его отрицание Бога и восхваление сверхчеловека. Читаем у русского православного философа: «Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения — во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству „лучших“, господских натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, — вот очевидное заблуждение ницшеанства» - В.С.Соловьёв. Идея сверхчеловека // В. С. Соловьёв. Собрание сочинений. СПб., 1903. Т. 8. С. 312. Автор, как и его герой Тимофей, не может отдать Чехова на растерзание новым ницшеанцам. Поэтому так подробно раскрывает А.П.Чехов образ Астрова, у которого мысль о преображении и красоте грядущей жизни была в жизни одной из самых его задушевных мыслей. И не только мысль, но и насаждаемый годами лес. И хочется верить, что не зря "тихо и тонко шумит листва молодого чеховско-астровского леса". Как хочется перечитывать все произведение еще и еще раз, вникая в его глубину, поздравляя автора с самобытным и доказательным видением чеховского вклада в русской православной мысли и оставляя себе оптимизм и надежду от подобных оценок великого писателя. С уважением, Раиса Коротких. Раиса Коротких 29.03.2017 21:44 Заявить о нарушении
Огромное спасибо, дорогая Рая, за глубокий вклад и в моё осмысление! Те, кто утверждал неверие илди маловерие Чехова, в наше время просто не могут себе представить жизнь внутреннего мира человека, с молоком матери, с пеленок вжившегося в мир Православия. Какие бы сомнения и искушения его не посещали, но для него это был воздух его рождения, детства, воздух любимой семьи - а это так важно! и так сильно в человеке! Мы не слышим того, что помнилось ими каждой клеточкой души, какие истины были в них заложены даже не воспитанием, а всей аурой жизни... В предыдущей главе "Канон с сантуринским" сделан такого рода семейный набросок... Еще и еще раз с благодарностью кланяюсь Вам, и надеюсь, что те, о ком болело наше сердце, поправляются.
Екатерина Домбровская 30.03.2017 08:33 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |