Рецензия на «Из чего рождаются стихи?..» (Наталья Анатольевна Шлемова)

"Метафора конкретизирует, облекает в плоть труднопередаваемое впечатление. Она имеет отношение к отличной от неё психической сущности. Образ же, производное абсолютного воображения, именно в воображении черпает полноту бытия. Углубляя сравнение метафоры и образа, мы поймём, что метафора не подлежит феноменологическому анализу. Он просто не имеет смысла, ибо метафора лишена феноменологической ценности.
В отличие от метафоры, образу можно предаться всем своим читательским существом; образ дарует бытие. Чистое творение абсолютного воображения, образ есть феномен бытия, одно из особых проявлений существа говорящего.
Слова - это маленькие домики с подвалом и чердаком. Здравый смысл живёт на первом этаже и всегда готов к "внешним сношениям" на равных с другими, совсем не мечтателями, - вот с этим прохожим. Подниматься по лестнице слова - значит абстрагировать, ступень за ступенью. Спускаться в подвал означает мечтать, блуждать в далёких коридорах неясной этимологии, искать в словах неуловимые сокровища. Подъём и спуск непосредственно в словах - в этом заключается жизнь поэта.
Образ в своей простоте не предполагает знания. Он есть достояние наивного сознания и, выражая себя, порождает новый язык. Благодаря новизне своих образов поэт всегда творец языка. Уточняя определение феноменологии образа, предшествующего мысли, следует сказать, что поэзия - скорее феноменология души, нежели феноменология духа".

Гастон Башляр. "Поэтика пространства"

Наталья Анатольевна Шлемова   12.04.2017 10:52     Заявить о нарушении
«Многие полагают, что воображение, особенно мистическое, опасно для духовного равновесия. Часто говорят, что поэты психически неуравновешенны. Лавровый венок чем-то напоминает дурацкий колпак. Факты и история решительно опровергают это мнение. Большинство поэтов были не только нормальными, но и чрезвычайно деловыми людьми, и если молодой Шекспир вправду стерег лошадей, значит, именно ему их доверяли. Воображение не порождает безумия — его порождает рационалистический ум. Поэты не сходят с ума, с ума сходят шахматисты; математики и кассиры бывают безумны, творческие люди — очень редко.
Все очень просто: поэзия — в здравом уме, потому что она с легкостью плавает по безграничному океану; рационализм пытается пересечь океан и ограничить его. В результате — истощение ума, сродни физическому истощению. Принять все — радостная игра, понять все — чрезмерное напряжение. Поэту нужны только восторг и простор, чтобы ничто его не стесняло. Он хочет заглянуть в небеса. Логик стремится засунуть небеса в свою голову — и голова его лопается». // «Ортодоксия» (1909) — религиозно-философский трактат Г. К. Честертона./ Пер. с англ. Н. Л. Трауберг, комментарии Л. Б. Сумм / — М.: Политиздат, 1991.

Наталья Анатольевна Шлемова   17.05.2017 19:40   Заявить о нарушении
"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана... Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи... Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша антропологическая, генетическая цепь, наш эволюционный лингвистический маяк".

Иосиф Бродский

Наталья Анатольевна Шлемова   20.10.2018 09:44   Заявить о нарушении
Господь, храни особенных,
к другим не приспособленных,
живущих в обособленных, неведомых мирах.
Дари им больше времени,
а окажись на дне они,
не предавай забвению, неси их на руках...(c)
___________
Автор неизвестен

Наталья Анатольевна Шлемова   12.07.2022 12:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Анатольевна Шлемова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Анатольевна Шлемова
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.04.2017