Рецензия на «Робинзоны Галактики Гл. 14. Вариации на вольную те» (Михаил Богданович)

Интересные рассуждения о природе разума и хранении информации, а также аналогии с компьютерами. Вероятно, что во многом эти рассуждения справедливы, однако хочу заметить, насколько важна для раскрытия возможностей общественная среда. Общеизвестный "эффект маугли" , когда воспитанный в среде животных ребенок не говорит и не передвигается на двух ногах. Более того, если воссоединение с человеческим обществом происходит позже 10 лет, то речь так и остается на зачаточном состоянии, по типу команд для домашних животных. И обучаемость также почти нулевая. С другой стороны, муравьи (с рождения?) хорошо выполняют предназначенную им роль, но ведь в голову конкретному муравью никто не заглядывал, кто знает, может быть, те, кто его кормят на раннем этапе, также его и воспитывают.
Нашла опечатку "Один в поле не воин", вместо "в" стоит "с".
С уважением, Инга

Инга Риис   26.06.2017 14:13     Заявить о нарушении
Уважаемая Инга! Вы привели пример с маугли. У меня по этому вопросу следующие соображения. Быть может ребёнок и пытался встать на ноги, но совершенно нет условий для хождения на двух ногах в логове волчицы или у обезьяны на дереве. А когда кости таза уже перестают быть гибкими, тогда уже поздно. Да и неприлично ходить на ногах в зверином обществе, это "воспитатели" не поощряют. Если долго не водить автомобиль навыки тоже теряются. Навыки надо постоянно поддерживать в активном состоянии, даже врождённые. Больные, пролежавшие годы в кровати, вынуждены снова учиться ходить или стоять на ногах.
Если ребёнок не осваивает один из человеческих языков во-время, то есть в момент возникновения сознания, то и сознание становиться "звериным" со всеми вытекающими последствиями. Но язык джунглей он усваивает видимо успешнее, чем другие животные.
Спасибо за отзыв. Желаю творческих успехов!

Михаил Богданович   27.06.2017 07:38   Заявить о нарушении
Преодолевая зубовный скрежет возникающий у меня как у дипломированного микробиолога при прочтении подобного я все-же осилила данное произведение, не без радости обнаружив дубль-посты в 12 главе, что предвещало то что оно не такое длинное как я думала в начале.

Я поняла. Автор ребёнок не доучившийся (надеюсь, что пока) до 8-года класса, не испытавший прелестей и тягот полового созревания и ни дня не работавший где либо. Однако радует что он интересуется научной фантастикой.
Данное произведение хорошо вписывается в формат современных псевдонаучных голливудских фильмов, но до настоящей классики научной фантастики ему как Акунину, до Пушкина.

Все и не переберешь разберу лишь часть.
Автор считает что мужчины и женщины не равны в социальном плане и договаривается до того, что в эпоху межзвездных экспедиций женщины должны потерять экономическую самостоятельность и все денежные средства будут контролироваться "главой семьи". Женщин же автор считает родильный машинами. Может это и оправданно в тех затруднительных условиях в которых оказались герои произведения, но нисколько не оправданно в стабильно развивающемся обществ, где проблема контроля численности населения в связи с увеличение продолжительности жизни, снижением смертности и прочим при током раскладе грозит свести женщину до уровня матки в термитнике - возникает тогда вопрос; а если к тому времени свиньи научатся рожать человеческих младенцев, то женщины станут вовсе не нужны.
А такое развитие событий я видала только в книжках про геев.
Автор всерьёз считает что мужчины так просто откажутся от конкуренции за самку. На этом построена вся их психика и по другому они не могут. Эта функция сохраняется у них даже после потери способности к собственно спариванию в силу возраста либо медицинских процедур.
Исключение составляют опять же геи, но у них дела ещё хуже - они конкурируют друг с другом за друг друга.

Автор ратует за разделение власти между мужской и женской партиями. Даже если бы шизогония про различие между мужчинами и женщинами в этом плане и были бы правдой, то такая власть напоминала бы человека с разрушенным мозолистым телом, который правой рукой пилит чтобы строить, а левой рубит, чтобы жечь. Понятно что на выходе он не успеет ни в том, не в другом. К счастью женщина может при необходимости мыслить по мужской (Екатерина 2). А мужчина по женской (Геббельс, который проводил свою пропаганду принимая во внимание чаяния и склонности в том числе и женской аудитории, а также правители мужского пола при которых население все-же не вымерло). По моему сугубому мнению власть в мирное время должна принадлежать женщинам, как это и видно на примере большинства культурных учреждении во главе которых стоят женщины, а ещё лучше андрогинов сочетающих в себе качества обоих полов. Однако даже абсолютный патриархат кажется более рациональным, чем схема предложенная автором.......

Герой произносит странную для эпохи межзвездных полётов фразу "Генетический код является памятью вида. А вот как работают гены? - не совсем понятно и теперь.  Совсем не понятно, как же идет целенаправленное изменение генетической информации."

Начать с того что генетический код это свойство всего живого вообще и у всех организмов (за немногими исключениями) от вирусов до человека он одинаков. Как работают гены известно уже сейчас (см. Учебник по молекулярной биологии). Разногласия возникают только по поводу некоторых частных вопроса, но и они ко времени действия произведения будут решены. Целенаправленное изменение генетической информации происходит в лейкоцитах и генно-инженерных лабораториях и их механизм не только понятен, но и используется. Эволюция же процесс чисто случайны и идёт в результате сбоев в работе механизма наследственности. Целенаправленно (даже в лучше сторону) изменять свою наследственность организмам не выгодно, так как это в конечном итоге приводит к вымиранию вида в следствии его изменения до неузнаваемости.
" как же быть с врожденными способностями. Они не могут возникнуть в результате мутаций."
То есть автор полагает что площадь лобных долей, процент активных нейронов и структура связей между ними не завесит от генотипа. Если че сам разум появился в следствии серии мутации в регуляторных частях генома и сегодня даже известно каких именно. Более того известно как их отключить или наоборот наделить шимпанзе разумом. Другой вопрос что это никому не нужно.
" вид стабилизируется и прекращает эволюционное развитие. Тогда вид «консервируется» на миллионы лет. Тому немало на Земле примеров. Но при существенном изменении условий жизни такой вид является первым кандидатом на вымирание"
То есть автор считает что достаточно изменившийся вид можно считать не вымершим. Вымерший вид из которого была выведена кукуруза не вымер - считает автор.

"приобретенный особью «разум» может передаваться через  генетический код и влиять на ход эволюции"
Опять подмена понятий. Если бы автор представлял о чем идёт речь, то можно было-бы записать. "Потенция к разуму передаётся посредством генетического кода" однако автор видимо имел ввиду обмен- что плохо.

Способность к хождению, полету и отдернуть руку от огня врожденные вещи имеющие ту-же природу что коленный рефлекс и названные Павловым безусловными рефлексами. Бывают люди лишенные таких рефлексов и им приходится учится ходить.

" приобретённая особью способность может передаваться по наследству и влиять на признаки, например, форму тела - через унаследованный «компьютер» хождения на двух ногах"
Не может, просто те кто ей не обладал не оставили потомства. Обладающие же выиграли борьбу за существование.

Однако "способности" требуют развития. Обладающий математическими способностями человек не преуспеет в музыке, а человек с врожденным слухом в физмате. Также как человек склонный к наращеванею мышечной массы не преуспеет в теннисе, а человек с хорошей моторикой в тяжёлой атлетике.

"Когда-нибудь машины и механизмы настолько «насытятся разумом», что не будет необходимости в конкретном управлении ими человеком"
Кулыбинские игрушки (если пренебречь необходимостью в заводе и износом деталей) не-а?

"Осваивая эти орудия труда, он продолжал создавать внутри себя новые «компьютеры» для их использования. Рубить топором, стрелять из лука, метать копьё – это новые задачи, под которые создавались новые «компьютеры»."

Автор полагает, что русский человек не способен обучится скандинавским играм и уж тем более поднатореть в современных компьютерных играх проходя их первые уровни "на автомате"
То же что автор называет составными-отдельными "компьютерами" по правильному называется алгоритмом и практически все программы имеют в своей основе именно его. Таким образом например фразу;
"чтобы смоделировать мозг, нужно смоделировать работу сообщества «компьютеров», в котором происходит процесс постоянного создания и обучения одних «компьютеров» другими"

Следовало бы записать как;
Чтобы смоделировать мозг, нужно смоделировать все его программы том числе и те которые создают в нем новые алгоритмы, а также те которые организуют взаимодействие программ между собою - его операционную систему
Понятно, что задача трудно, но для эпохи межзвездных полётов вполне выполнимая.

Вывод из 14 главы
Который автор так и не сделал;
Наибольшей производительности человечество достигнет когда будет задействованна третья сигнальная система позволяющая каждому конкретному индивидууму пользоваться долговременной памятью любого другого индивидуума, как в тренде и когда человечество образует из себя коллективный разум имеющий по сути общею долговременную память и множество ядер обладающих автономной коротковременной памятью. Как это (возможно) происходит у общественных насекомых (распределённый мозг).

Понятно что данный прорыв будет не только возможен в эпоху межзвездных полётов, но сама эта эпоха будет возможна именно в следствии такой интеграции человечества.

Сибирская Хиджра   11.07.2017 16:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Богданович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Инга Риис
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.06.2017