Рецензия на «Сим. Молитва. Людские ценности» (Интер Эссе)

Миллионы вопросов, на которые трудно найти ответы. Вопросы, поставленные Вами, заставляют задуматься о многом.

"Так в осознанности ли причина людских страданий? Или, быть может, в неумении распорядиться осознанностью разумно?.."

Думаю, причина человеческих страданий - в нежелании задуматься над происходящими процессами... В неспособности делать выводы... Ведь проще просто катиться вниз по кем-то проложенной дорожке в ожидании солнечных дней после неостанавливающихся дождей....

С теплом, Ирене

Ирене Крекер   09.07.2017 12:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Спасибо за отклик!

Позволю себе процитировать мысль, выпущенную в общественный доступ на одном форуме...

Страдание - понятие субъективное. И самое интересное - это его база, основной принцип. Знаете, какой? Томить Вас времени нет, так что скажу: это воля.
Если оперировать масштабными составляющими человеческого сознания, то страдание вызывает просто акт нарушения воли. Любой. Если Вы возьмете пример страдания и посмотрите на него с этой точки зрения - все будет именно так.
Страдаете от холода? Нарушается глубинная воля Вашего организма быть в комфортной температуре (жить). Страдаете от неразделенной любви? Нарушается Ваша воля быть с человеком (и телесная, и психическая). Это самые элементарные примеры.
Причем, что интересно, - одинаковые состояния могут вызывать или не вызывать у разных людей ощущение страдания. Те же мазохисты - где нормальному человеку больно, они наслаждаются. Их ощущения нельзя назвать страданием. Потому что фактически не нарушается искореженная воля их организма. Он (организьм в гармоничном единении с психикой) уже не хочет быть в комфорте. По каким-то своим извращенным причинам он выражает волю быть побитым плёточкой
Согласитесь, изящное обоснование. И оно универсально в отношении человеческой психики. Нашла, кстати, подтверждение этому обоснованию у классиков!

К чему я это все тут: если подумать о религиозном постулате свободы воли (см. "Бог не нарушает свободу воли человека"), то, получается, что человеческие страдания - не в корпоративных правилах Бога Ему не нужны страдания, никакой пользы от них нет. И получается, что все мученичество, когда сами лезут на крест, побивают себя плетками с лезвиями или складывают своих детей на повозку для сожжения (чтобы они "очистились") - бессмысленная трата генетического материала, который мог бы принести пользу миру. Это относится и к элементам психологического жертвенничества в стиле "Господь терпел - и нам велел" (не велел), "Страданиями душа совершенствуется" (да, сходите в ближайшую психушку - там все ребята совершенны, которые поехали от травм).
В большинстве случаев намеренное согласие со страданиями, их стимулирование ведет к дальнейшей деградации личности и духа. Если представить образно - Богу противны намеренные страдания людей. Если возникает страдание - это повод быстренько осознать причины и исправить. Не зря ведь испытания (=страдания) возникают в жизни людей по нарастающей. Сначала слегонца ("чувак, у нас тут проблемы, посмотри"), потом сильнее ("чувак, реально сос, делай че-нибудь"), полный П ("чувак, мы предупреждали"). И гордиться тем, что тебе посылается локальный апокалипсис - это все равно, что поджигать собственноручно хату, когда горит сарай.
Конечно, в ответ на все это может всколыхнуться волна религий, которые постулируют: "Дружок, страдание - это, на самом деле, не страдание. Пересмотри свои основы и приходи в наш ашрам каждый вторник и пятницу, будет чаепитие и танцы". Ну что тут скажешь? Отключите Касперского - и го по порносайтам! Это примерно то, что просят сделать адепты "тотального пересмотра основ". Внутреннее подавление изначально данной здоровой воли, которую наоборот надо развивать в верном русле - это, конечно, выход для избавления от страданий. Но он работает только в стерильных условиях. Поэтому все идеальные последователи "страдания=нестрадания" сидят изолированно от мира на камушках на берегу Ганга, в монастырях в скалах...а все остальные просто живут с частично искореженной волей в мире и не понимают - чего ж они до сих пор страдают, если страдание - это не совсем страдание. А совсем не страдание А те, кто окончательно отключил волю - сидят в гнилых коробках, вокруг слоняются в бездельи грязные необразованные дети, а жизнь их - "прекрасна и беззаботна". Ни себе, ни людям. Это не достойно звания человека, и уж тем более не говорит ни о какой близости к Богу.
Как говорится, sapienti sat. Во всяком случае - неплохой материал "на подумать, пообсуждать".

Интер Эссе   11.07.2017 02:57   Заявить о нарушении
Мысль не моя. Но, как и её автор, я нахожу её интересной.

Интер Эссе   11.07.2017 02:58   Заявить о нарушении
Идея в целом интересная, но чтобы проникнуться ею, нужно переворачивать мозги. А на это уже жизни нет, к сожалению... Немного сложноватая философия, не знаю на кого расчитанная, но, может быть, избавит мир от страданий.

Для себя взяла из Вашего ответа строки. "В большинстве случаев намеренное согласие со страданиями, их стимулирование ведёт к дальнейшей деградации личности и духа"...

Как человек, проработавший в психиатрии много лет, знаю, что стимулирование страданий, то есть концентрация внимания на них, ведёт к депрессии, а от неё недалеко до суицида. Остаётся верить, что индивидум постарается уйти от страданий через определённого рода деятельность. Нельзя, чтобы место в душе оставалось пустующим, оно непременно будет заполнено, но кто знает, какими силами... В таких случаях нужно подключать волю, а если она парализована, что тогда???

С уважением, Ирене

Ирене Крекер   11.07.2017 19:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Интер Эссе
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирене Крекер
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.07.2017