Рецензия на «Воспоминания на продажу» (Сергей Шангин)

Очень сильный и глубокий рассказ, идея тянет на более крупное произведение, может быть повесть. Хотя, и не люблю я жанра "постапокаллипсис", но падение культурного уровня человечества, всемерно поддерживаемое госструктурами, вызывает уже не просто опасения, а жуткую оторопь! Многие молодые люди уже искренне не понимают, почему оперу лучше всего слушать именно в оперном театре, а не с компьютера в высококачественных наушниках. Это я о тех редких экземплярах из них, которые еще знают, что такое опера. И это при том, что умение сочинять музыку и стремление к переосмысленному отображению окружающего мира на долговечных носителях считается одними из главных признаков человека разумного. Но умение ценить и понимать прекрасное далеко не ко всем приходит само по себе, а развивать его в детях почти никто уже не стремится. Конечно, ученые говорят, что развитие общества идет по спирали, но сегодня это движение уже напоминает кувыркающийся полет в пропасть. И такое движение происходит всегда стремительно, а вот, возвращение к вершинам культуры духа - весьма медленно. Великий Рим не сразу строился, разрушался гораздо быстрее, после чего тянулись многие столетия "темных времен".Именно такие напрашиваются аналогии. Уж лучше бы довелось лицезреть, как человечество вырвется-таки из своей колыбели и устремится к звездам. С уважением к талантливому автору и его убеждениям. Инга.

Инга Риис   13.09.2017 21:00     Заявить о нарушении
Большинство моих рассказов - это попытка написать большую книгу, остановившаяся на выражении ее сути, идеи, главной мысли. Потом все замирает и уходит желание. Согласен, что вполне можно раскрутить эту тему вширь, но как-то душа не лежит. Не все нынче готовы читать большие книги, разве что автор безусловно гениален :) А вот с короткими рассказами справляются. Поэтому хотя бы закинуть мысль в массы, чтобы она проросла размышлениями и желаниями.

Если человек никогда не слышал живых инструментов, его вполне удовлетворят электронные копии. Он ведь не понимает, что теряет при этом. И тут, на мой взгляд, суть даже не в живом исполнении, а в сопереживании сотен людей и десятков исполнителей, объединенных музыкой. Это все равно, что пить в одиночестве или в дружной компании :) Результат приблизительно одинаков, будешь пьян, но радость почувствуешь только в компании - сопереживание.

Люди сейчас стремятся закуклиться, уединиться, спрятаться от стремительного мира в раковину своей "крепости", в которую тащат все из внешнего мира. И как этому противодействовать, если нет стимула, нет культуры живой музыки? И остаются "воспоминания на продажу" :)

Спасибо, Инга, за неравнодушное прочтение!

Сергей Шангин   14.09.2017 07:22   Заявить о нарушении
Интересная и верная мысль о сопереживании зрителей, пришедших в театр или на концерт, я полностью с нею согласна, так как, не единожды на себе прочувствовала тот самый "эффект толпы", как в положительном, так и отрицательном варианте. Некоторые исполнители, которым присущи эмпатические способности, очень выигрывают от этого воздействия. Так, например, концертные записи песен"Роллинг Стоунз" всегда лучше аналогичных студийных, а сам Мик Джаггер неоднократно говорил о том, что ощущение реакции зала дает ему особые силы для исполнения.
Однако хочу заметить, что живой оркестр - это, само по себе, нечто особенное, и каждый раз неповторимое, сложное взаимодействие музыкантов, дирижера и зрителей. Особенно хочу остановиться на балете, пришло на память после Вашего упоминания о "Щелкунчике". В этом виде театрального действа взаимодействие музыкантов и артистов особенно важно, однажды попала на балет заезжего театра, который пожмотился везти с собой оркестр, его танцоры выступали под фонограмму, и результат иначе как профанацией назвать было сложно!
Прививать же детям умение понимать живую музыку просто необходимо, уроки музыкальной культуры были бы гораздо полезнее всяких там религиозных проповедей, которые постоянно пытаются всунуть в расписание уроков. А в советское время существовали еще и совместные школьные походы в театр. Моя учительница литературы всегда говорила :"Сегодня вечером у нас выход в театр!" Подразумевалось, что это некое особое действо, включающее музыку, сопровождающую красивую историю, а также способ окунуться в особую атмосферу театра, ощутить его воздействие на душу и попытаться принять правила игры, и втиснуть себя в рамки "приличного поведения". Что бы там не говорили новомодные детские психологи, мол, что естественно, то не безобразно, но даже у животных есть правила поведения в обществе, за нарушение которых можно и по ушам словить. И музыка будет восприниматься полнее, если готовишься к встрече с ней, выбирая подходящий к случаю наряд, и все внимание в зале уделяется именно ей, а не поеданию попкорна или шоколадок!
Вот, видите, как много тем всплыло на основании такой небольшой статьи!:)Значит, хорошо написано. С уважением, Инга.

Инга Риис   14.09.2017 19:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Шангин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Инга Риис
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.09.2017