Рецензия на «Крамской. Христос в пустыне» (Алина Алексеева-Маркезин)
Полотно «Христос в пустыне» во многом перекликается с «Тайной вечерей» Николая Николаевича Ге, написанной лет десять ранее. Обе эти картины вызвали разноречивые отзывы зрителей и критики – от абсолютного неприятия, опускающегося иногда до откровенных насмешек, и до восторгов. Стасов, весьма нелестно отозвавшийся о «Тайной вечере», оценил «Христа в пустыне» как «превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения» и подчеркнул, что работа художника основана на глубоком изучении наследия Александра Иванова. Полотна Крамского и Ге – антитеза господствующему в официальной религиозной живописи того времени направлению, где Христос должен быть изображен только в традициях итальянского Возрождения. Поэтому, по воспоминанию современника Крамского публициста Кавелина, и прозвучали на выставке слова одного из зрителей:«Что это за Спаситель! Это какой-то нигилист! Непонятно, как такую картину позволили выставить! Это кощунство, насмешка над святыней!». Но... Такой подход к образу Христа до сих пор актуален и важен для понимания евангельских истин. Картина, как правильно заметил автор статьи, наполнена символикой: например, камни на переднем плане напоминают о притче, где говорится о домах, построенных на камне и на песке. Автору – признательность за ее труд. Сергей Избора 11.10.2017 10:40 Заявить о нарушении
Спасибо,Сергей,за такой подробный комментарий.Я многого не знала. Споры об облике Христа ведуться до сих пор. Думаю это вечная тема. Так как никто достоверно не знает,каким он был.
Алина Алексеева-Маркезин 11.10.2017 12:42 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |