Рецензия на «Взгляд сквозь столетие. Федотов о Украине и России» (Бармин Виктор)

Да, быть с Россией, значит разделять её ответственность, её тяжкую судьбу.
А иначе можно и пропасть.
С уважением Галина

Галина Дейнега   23.11.2017 22:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Галина Николаевна!
С глубоким понимаем - судеб человеческих в отечественной Истории - Вы подчеркиваете самое главное, значимое, драгоценное.

Данный очерк я только начал, с задачи приоткрыть нечто уникальное и оригинальное, как и парадоксальное, в таком человеке, как мыслитель, историк и публицист - Георгий Петрович Федотов.
С Г.П.Федотовым можно не соглашаться, не принимать его точку зрения, полемизировать с ним по вопросам философии истории, но, читая внимательно и вдумчиво его труды, поражаешься его зоркому, прямому и неожиданному видению исторических событий. Например, как взгляд на Украину, которой "ПРИДЕТСЯ ВЫБРАТЬ МЕЖДУ". Если бы это сказал наш современник, исходя из повседневных международных сводок, то таковой взгляд можно воспринимать как лишь констатацию факта, как уже само собой разумеющееся. Но когда человек проговаривает ТАКОЕ в 1929 году, то удивляешься и задаешься вопросом "откуда он мог знать уже тогда, что будет именно так-то". Ведь только 1929 год? Еще Гитлер не пришел к власти в Германии, еще 10 лет до Второй мировой, 62 года до распада СССР и 88-89 лет до Майдана в Киеве, после которого Украина и придет к ситуации ВЫБОРА между: сначала ЕС и Россией, а после между Польшей и Россией. Почему сегодня такое видение считается констатацией факта, а не предположением? Друзья из Польши уверяют нас, что это всего лишь предположения, ни на чем не основанные, мол, у Польши нет территориальных претензий к Украине. Но, исходя из того, чтО происходит в действительности, ясно, что Украина уже сделала первый шаг в 2014-м, выбрав ЕС. И сегодня Украина стоит на пороге неизбежного выбора, вернее, того, что уже выбор сделан против России, а историческая, культурная инерция остается в сторону России, что уже приводит Украину к неизбежности распада. Почему? Всё просто: не могут в одной стране ужиться два исторических символа, как свастика и георгиевская лента. И здесь прослеживается только две альтернативы: или очередная мировая война в Европе как последняя, или мирный раздел Украины, как компромисс между последней мировой войной и миром. А тогда Польше достанется западная часть Украины, на что политики Запада спокойно закроют глаза, как они спокойно закрывают глаза на преступления ВСУ в Донбассе. И сегодня такой сценарий событий вполне очевиден и прогнозируем. А в 1929-м году - фантастическое видение? Безусловно, сегодняшние прогнозы исторических событий, складывающиеся из очевидных тенденций, не то что могут не совпасть с тем, чтО покажет нам ЗАВТРА, но, более того, в современном мире ЗАВТРА - это череда событий непредсказуемых и неожиданных. Кто из мира людей знает наверняка: ЧТО будет и каким будет ЗАВТРА?..

И, не говоря уже о целом мире, в пример можно привести одного человека, как Г.П.Федотов с парадоксальными взглядами.

Так Г.П.Федотов периода Петербурга и Парижа - это публицист-социалист и христианский мыслитель одновременно. Как социалист, он чает и принимает русскую революцию Февраля в её идеалах и задачах, как наступающий новый свободный мир в противоположность разваливающейся царской Империи, а как христианин - отвергает мерзкие методы реализации этих общечеловеческих (хороших) задач.
И Достоевский уже в 70-х годах 19 века предвидел такую ситуацию и таких людей идеалистов-социалистов, которые ужаснутся методами реализации революции и ее последствиями, а потом отвергнут её. Более того, Федотов не только и не просто отверг революцию Октября, но и стал активным информационным борцом против большевизма ЗА СВОБОДУ. В Париже Федотов сдружился с Бердяевым и, как историк-социолог, "сканировал" общество советской России. В 1936 году из печати выходит его очерк "Защита России" с совершенно неожиданным взглядом. Здесь, по-моему, сказалось влияние Бердяева.

А вот Федотов периода Нью-Йорка - это совсем уже другой человек, по взглядам либерал-социалист. И вот эта трансформация взглядов в Федотове меня больше всего интересует, как загадка человека. И труды Федотова - это своего рода "откровения", проговаривающие об изменениях в человеке. Например, как публикации "Новое Отечество" и "Судьба Империй". В чем загадка трансформации? На примере Федотова, мне более понятна становится "загадка" современных либералов, которые во имя идеала Свободы готовы принести в жертву не себя, а Россию. Но современные либералы пошли дальше: им мало жертвы России и ненависти к ней, видя что народ-низы против них-"учителей-благодетелей", они становятся яростными русофобами. Вот потому в 2014 году наши российские либералы были (и есть) за одно с украинскими националистами ЗА Майдан. В этом вся и загадка.

Что же касаемо Федотова, то для меня "загадка человека" раскрывается вот в чем: БОРЬБА ЗА СВОБОДУ и её идеалы ослепляет человека до тех пор, когда он сам уже не замечает, что в своей БОРЬБЕ с красным драконом он сам превратился в дракона только другого цвета. И в этом, по-моему, трагедия Федотова, как человека честного. Ибо наши современные либералы-русофобы используют определенную позицию взглядов Федотова (периода Нью-Йорка особенно) в своих утилитарных целях. Но ценность взглядов Федотова в том, что его взгляды-мысли многослойны. И казалось бы откровенные видения Федотова, направленные против советской России, в итоге бумерангом оборачиваются против современных либералов-русофобов, которые желают России только "добра", именно в кавычках. А всё потому, что Историю Федотов видит многослойно и глубоко, как подземные течения вод.

Благодарю, Галина Николаевна,
и с уважением,



Бармин Виктор   25.11.2017 22:59   Заявить о нарушении
Виктор, а отделение Украины в 1918 году, Скороподский, Грушевский могли дать направление развития истории? Процесы зарождаются и проявляются порой очень нескоро.
С уважением Галина

Галина Дейнега   26.11.2017 00:29   Заявить о нарушении
Безусловно, Галина Николаевна, вполне согласен, когда Вы говорите, что "Процессы зарождаются и проявляются порой очень нескоро".

И Федотов, как историк и философ, знал про ТО. Вот его мысли:
"Исторические тяжбы долго тянутся и оканчиваются лишь со смертью народов. Никогда, никогда не изгладятся из жизни России злодеяния пятнадцати лет победоносной революции, как не изгладятся из неё и преступления царей. Отдаленные наши потомки будут расплачиваться за злое похмелье этих лет"
(Г.П.Федотов "Правда побежденных" / Париж, 1933г.).

Вот сегодня мы все вместе с украинцами и расплачиваемся за злое похмелье революции. Но не только революция (люди), как событие и процесс, виновна, но все повинны, включая и век 19-й.
И здесь кроется ответ на Ваш вопрос и как продолжение Вашей мысли.
По-моему, события и люди, про чтО Вы говорите, не только "не могли дать", но они ДАЛИ направление развития истории. И дали своими делами-починами. А разве сегодня мы и они не испытываем результатов вековых починов к революции Майдана? Тот же Федотов пишет, что весь 19 век вплоть до революции 1917-го проходил в кропотливой подпольной, а то и легальной, работе под знаменем национализма у нац.меньшинств (особенно поляков и украинцев). Как и царская Империя, так и революц.-интеллигенция 19 века повинны в разжигании этого национализма. Царизм повинен своей недальновидной внутренней политикой (что мне напоминает политику России в отношении Украины за четверть века с 1991 года по 2014-й), а интеллигенция повинна своим революционным подстрекательством к выращиванию укр.национализма. И, по-моему, русская революция 1917 лишь раззадорила и разозлила укр.националистов против России как таковой. Если Февраль 17-го подарил им свободу, то Октябрь после забрал, а 2014-й стал годом безумной анархической вакханалии по свержению памятников и особенно советских и особенно Ленину.

А вот теперь, я хочу поведать Вам нечто удивительное и парадоксальное, с моего видения. Помните,я говорил Вам, что БОРЬБА ЗА СВОБОДУ ослепляет человека, в том числе конкретно речь про Г.П.Федотова. Так вот, в той же публикации "Правда побежденных" в разделе "Перед памятником Ленина" Г.П.Федотов пишет:
"...Памятники - что памятники? Их строят, потом свергают, потом опять строят и свергают...
...Мы не согласны на памятник большевикам, МЫ РАЗРУШАЕМ ЕГО ДО ФУНДАМЕНТА. Живые свидетели преступления, МЫ НЕ ПРИМИРИМСЯ с пятнадцатилетней давностью. ОТ СОВРЕМЕННИКОВ МЫ АПЕЛЛИРУЕМ К ПОТОМСТВУ..." (Г.П.Федотов, 1933г.).

Вас не шокируют эти слова русского историка, либерала-публициста Федотова? Меня по-началу шокировали, а после привели к видению, что борьба с драконом порождает дракона в том, кто с ним борется. Так ведь, сегодня и в предыдущие годы украинские националисты аплодировали бы Федотову за такие высказывания и считали бы его своим. Они считали бы его своим. Но мне вот интересно бы знать, какова была бы реакция самого Георгия Петровича, если бы он дожил до наших дней и воочию увидел бы КАК СЕГОДНЯ РАЗРУШАЮТ памятники Ленину на Украине. Мне интересно реакция русского историка еще и потому, что сам Федотов уже в Нью-Йорке в 1947-м поведал о своем прозрении, как "ЗА НАШУ И ВАШУ СВОБОДУ".

Мне лично противно смотреть КАК укр.националисты варварски разрушают советские памятники в том числе и Ленину. Спрашивается: чем они тогда отличаются от большевиков и большевизма в своих методах. Именно, одинаковы.
С другой стороны, я с иронией смотрю на "диалектику" Истории, которой придерживался вождь революции Ленин, ибо то ЧТО Ленин породил для потомков, ТО и заслужил от них, как говорится, имманентно в виде бумеранга. Но такие потомки, как укр.нацики, мне противны и омерзительны, и даже не потому, что они идеологически зашорены, а потому, КАКОВЫ МЕТОДЫ ИХ "праведного гнева", их поступков, т.к. цель средствами НЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ, а выворачивает свою изнанку.

С уважением к Вам,
В.Г.

Бармин Виктор   26.11.2017 22:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Дейнега
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.11.2017