Рецензия на «Он сообщил мне о смерти Летова» (Лобанов Александр)

Для меня самое труднообъяснимое в повести лежит в области языка. Как при достаточно скромных средствах выразительности (исключая отдельные абзацы и особенно в начале) достигается такая яркость и сочность, такая (в художественном смысле) убедительность (т.е. сила, выжигающая в памяти фразы и сцены)? Это не кинематографизм Фадеева, ясный своей исключительной простотой и плоскостью, оттого воспринимающийся максимально чётко, но бедно. Скорее всего, дело здесь в ловкости слога, ритмичности повествования (не музыкальности) в том смысле, что фраза повести максимально органична, а не в том, что достигается какой-то особенный ритм.
Ну и, конечно, вопрос равномерности. Авторский метод (всего лишь имею в виду насыщенность текста изобразительными средствами) сильно меняется на протяжении повести. И тут два варианта – либо надвигающаяся художественность демонстрирует изменения в сознания рассказчика (и выглядит это вполне логично, учитывая сюжет), либо это обычная несдержанность, неспособность выдержать стиль повествования (во что я верю слабо).
Язык вообще хочется хвалить (что я и сделал), но какие-то неловкости встречаются, коробят и расстраивают. Воспринимать это как серьёзную претензию не стоит – объём немаленький, частностей много, всегда что-то ускользает от внимания, но такой момент, мне показалось, есть. Иногда это неловкость из разряда разговорного жанра (речь героев передается напрямую, не стилистически нейтрально и отстранённо, как было в моде ещё до минувшего столетия, - но неожиданно появляется проблеск этого, персонаж выражается как будто книжно), иногда – какое-то неудачное словечко, которое кажется лишним по эмоциональной или социальной окраске. Понимаете,по таким мелочам скакать приходится.
Но с те ми же репликами хочу и похвалить. Отличная наблюдательность, умение схватить совокупность фраз и мнений и превратить полноценный нарратив в пару брошенных предложений, которые не теряют в полноте содержания.
Мне эта повесть показалась хорошим повторением классического жанра – романа воспитания. Перед нами не роман, но разве объём играет здесь роль? Трансформация из апатичного и мечтательного, крайне болезненно воспринимающего любые формы насилия, терпящего рядом с собой обывателей, их ограниченность в разрушительного, упрямого и ненавидящего всё «блестящее» и модное. И ключевое здесь – сообщение о смерти Летова. Потому что именно после него появилась и была воспринята рассказчиком новая эстетика. И уже она определила всё остальное.
Сначала я не поверил сам себе. Точнее, своему взгляду на акценты, расставленные в тексте. Мне показалось, название подсказывает, что надо обратиться к Анатолию, сфокусироваться на нём, а никак на метаморфозах, которые происходят с рассказчиком. Но довольно неожиданно пришло осознание, что ударение в названии можно поставить и по-другому. Не на «он», а на «сообщил». И тогда сообщение о смерти Летова действительно становится ключевым в тексте.

Григорий Каленов   28.01.2018 06:23     Заявить о нарушении
Спасибо тебе большое!

Лобанов Александр   28.01.2018 21:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лобанов Александр
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Каленов
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.01.2018