Рецензия на «Ответ Сергею Высокополянскому» (Петр Леший)

Любая статья начинается с Википедии:) "Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других..." , лично я с этим согласен, иду дальше по плану, хотя и кое-что добавлю.

1. Ключевое слово: "целиком", отсюда уже следует, что называть альтруизм эгоизмом неправильно, хотя можно упустить это, тогда:

2. Ключевая часть: "индивид ставит свои интересы выше интересов других".
Первый пример, который вы дали в ответе на статью Сергея, не является примером эгоизма, так как ваши интересы и интересы одноклассницы были не выше, а даже параллельны друг другу. А вот как называется попытка связать несколько параллельных интересов в один общий интерес? - мне не известно, но это точно не эгоизм!
Добавлю к понятию из Википедии существенную мелочь: Эгоизм = противостояние интересов, и за каждым интересом изначально скрывается латентный (хотя лучше сказать - потенциальный) эгоист - пример с голодными людьми тоже не подходит, нет противостояния, это пример эгоцентризма, но толковый пример, мне понравился! Соглашусь с Сергеем только в том, что каждый человек в той или иной степени эгоист(только скорее не "в той или иной степени", а "в каком-то случае"! И никто не запрещает нам пользоваться эгоизмом с умом).
Также ваш самый первый пример не является и примером альтруизма, так как альтруизм = бескорыстие. Думаю, что бескорыстность - настолько редкое явление, что мы навскидку называем альтруизмом любую помощь, любой интерес.

И лично я считаю, что настоящий альтруизм, как и эгоцентризм, не являются нормой поведения. Эгоизм - нежелателен, но нормален; явление временное, подчинено случаю (столкнувшихся интересов, позиций).
Лучшее поведение описано вами в первом примере, но у него нет названия!

В общем, спасибо за чтиво и вам, Петр, и Сергею!
Да здравствуй бессонница!:)

Яков Страбини   06.02.2018 03:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Яков, - благодарю вас за внимание. По поводу ваших замечаний скажу вот что: да, совершенно верно, мой первый пример - не есть пример эгоизма, но написан так, будто я показываю его именно как пример эгоизма... для того, чтобы глубже погрузить читателя в текст,мотивировать его на прочтение статьи Сергея. Далее, в ходе описаний моделей воспитания (моделей, которые в дальнейшем, во взрослой жизни,будут действовать на бессознательном уровне)я подвожу читателя к тому, что эгоист не может учитывать чужих интересов ввиду их неведения или не желания их ведать.

в примере с голодными людьми - идет противостояние чувства голода, т.е интереса его удовлетворения.

Вы пишите, что мой первый пример так же не есть пример альтруизма - я полностью с вами согласен в этом. "альтруизм = бескорыстие" - это пожалуй, формула, владеющая жизненной силой только в сентиментальной литературе. Что такое "бескорыстие"? как оно может выступать в качестве мотиватора к действию? я этого не знаю. но хорошо знаю мотивационную силу страха, голода, стыда и тд. так вот, возьмем за пример человека, который, скажем, усердно помогает бездомным - собирает для них вещи, делает пожертвования; окружающие, особенно те что поглупей, видя только эту помощь, не находя для нее мотивационных объяснений дружно нарекают ее альтруизмом. но ведь тем человеком что-то движет; например, таким образом он пытается отвести чужие, а может даже и свои, глаза от каких-то своих чудовищных поступков, осознание которых его мучит и грызет. Или, скажем, нет ничего этого - тогда почему? как вариант: заложенная в детстве модель воспитания, которую он выполняет, подобно цифровой программе набранной программистом. Другой вопрос - чем руководствовался такой программист...



Петр Леший   07.02.2018 19:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Петр Леший
Перейти к списку рецензий, написанных автором Яков Страбини
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.02.2018