Рецензия на «Уроки Кровавой барыни» (Елена Гвозденко)

Фильм не смотрел, но (поэтому и не) осуждаю. Хотел посмотреть из-за Снегирь. И наверно посмотрю позже. Ну судя по вашему описанию это напоминает мне сериал "Мосгаз". Смотреть было очень интересно, сюжет захватывает, герои вызывают эмоции. Но правда все время не покидало ощущение, что либо я чего-то не знаю, либо авторы несколько оторвались от реальных событий. Но когда я прочитал после сериала какова была реальная история маньяка - оказалось, что сериал мягко говоря по мотивам снят, точнее вообще не имеют никакого отношения к реальным событиям. И оказалась что автор сценария, тоже женщина кстати, изначально продюсерам заявила примерно следующее "писать сценарий про придурка, убивающего людей из-за ретузов не буду". И в результате получился образ эдакого романтического садиста.

Не знаю я как относится к такому. С одной стороны - сериал действительно захватывающий, интересный (это я про Мосгаз). Хотя ближе к концу все больше становится ляпов и логических нестыковок. И он свою основную функцию выполняет - помочь зрителю испытать острых ощущений и забыть на время о своих проблемах. С другой стороны, конечно есть некое ощущения обмана. Но опять же в этом тоже есть свои плюсы. Ведь если бы это было на самом деле, то и тех кто погиб так как было в сериале было бы жаль. А раз это все выдумано - то в принципе можно близко к сердцу не принимать. В конце концов здоровье людей тоже имеет значение.

В общем я не знаю как к такому относится, лично я не определился. С одной стороны хочется правды, с другой стороны - смотреть нудный сериал, лишенный тех самых приемов, привлекающих зрителей, о которых вы написали - скучно. Т.е. это как есть варенное мясо без специй, строго соуса или кейтчупа. Вкусно, полезно - но не вкусно и неинтересно. В конце концов разве "Капитанская дочка" Пушкина - написана так как было на самом деле? Нет конечно. Да и любое художественное произведение далеко от реальных событий.
Насчет насилия и прочего. Я честно сказать тоже был против "чернухи" на экране и в принципе против, тем более против смакования всякого рода садизма. Но давайте будем честны сами с собой. Скажем я как-то узнал что когда впервые демонстрировалась картина Репина "Иван Грозный и его сын Иван" - женщины падали в обморок! Настолько реальна и ужасна была трагедия, запечатленная на ней. А что это значит, если немного подумать? А это значит, что картина Репина по тем временам была сильно за гранью того представления о жестокости и насилии, которое допустимо в искусстве. Поэтому-то люди от ужаса и падали в обморок. А теперь ответьте мне честно - сколько раз вы падали в обморок, когда смотрели этот сериал? Думаю - ни разу, так ведь? И ваши дети тоже, даже если бы посмотрели. Отсюда вывод - все то что вы написали про реализм сцен насилия в "Кровавой барыне", производит в 10 раз меньший эффект на современного зрителя, нежели картина Ильи Репина в свое время. Значит художник тогда этой картиной вышел сильно за грань дозволенного. А в наше время ее публикуют в детских учебниках истории! Кстати, об истории. Насколько я знаю еще в 60-е годы советскими учеными было доказано, что Иван Грозный не убивал своего сына посохом по голове. Что эта история - чистая выдумка, фейк, самая натуральная пропаганда, причем враждебная, направленная на очернение русской истории. Вот какую картину не мешало бы запретить в свое время, да и в наше тоже. Но вы же будете против этого? А тут лжи побольше. А главное эффект от нее страшнее и разрушительнее. Все талант Репина не сравнить нынешними "художниками".
Следовательно представление о том, что возможно и невозможно в искусстве постоянно меняются. И, видимо с каждым десятилетием в сторону все большего реализма. Опять же не знаю как к этому относится. Но, если быть объективным, то по хорошему и Репина и Достоевского надо было в свое время запретить. Ибо то что они писали - производило ужасающее впечатление на обывателя 19 века. Да что там, помню когда я 15-летним подростком читал сцену убийства старушки из "Преступления и наказания" - у меня волосы на голове шевелились, настолько это было реально и жутко. При том, что до этого я видел множество современных фильмов ужаса и они меня не впечатлили так сильно, как книга написанная в 19 веке! А каково же было читателям того времени? И сама фраза "тварь ли я дрожащая или право имею", поначалу вызывающая улыбку, стала понятной, но сам ответ на поставленный вопрос заставил о многом задуматься. Скажем до Достоевского мне как и большинству людей казалось что убийство - это плохо. После Достоевского - задумываешься, так ли это. А это ужасно - люди не должны об этом задумываться.Особенно дети. Хорошо что сейчас хоть подросткам запретили это читать (точнее убрали из школьной программы), я считаю что это правильно. Вот где ужас, реализм и пропаганда насилия. А вы о какой-то там "Кровавой барыне".

Так что вопрос нужно ставить шире - чего мы хотим? Чтобы зритель отдохнул от длинной напряженной работы и немного узнал об истории страны, пусть и не всегда точно. Или мы хотим грузить зрителей философскими проблемами, над которой ломали/ломают головы лучшие умы человечества, чтобы эти люди вместо прикручивания гайки думали в чем смысл жизни? А кто гайки крутить будет?

Сергей Зло   03.03.2018 14:13     Заявить о нарушении
Как много тем Вы затронули, не для беглого ответа. По "Мосгазу", фильм мне нравится, хотя я тоже знаю, что в нем много выдумки. Для меня фигуры не сопоставимы, одиночка-убийца и символ вседозволенности на сословном величии. и ведь каждый Ваш вопрос - на отдельную статью, в лучшем случае, а то и тему для дискуссии. Не писала в статье - "Мосгаз" сделан с большим уважением к зрителю. Барыня совсем уже запредельное пренебрежение. Это сказка, даже не знаю на какую возрастную категорию рассчитана. Представьте, что убийца из Мосгаза ночью выкапывает трупы и оставляет их в подъездах, где совершил убийство. Под шаманские обряды! И все это от любви к дочери члена политбюро, которая расчленяет манекены. Ну и так далее. Такие "сюжеты" менялись бы каждые 10 минут.

На меня тоже убийство процентщицы произвело сильное впечатление. Тем более читала рано, лет в 12. И старуху было не жаль. Но в это время что-то включилось в моем подсознании, какой-то механизм, заставляющий не просто думать, но и совмещать мысли и чувства. Механизм, который позже привел к осознанию, что "права не имеешь", потому как "тварь", если для самоутверждения ты забираешь жизнь. И ничего не оправдывает убийства. Достоевский искусство, а вот поделка с барыней - нет, нет, нет! Это в духе самых примитивных сериалов, все эти "доярки", "века" и проч. Мы хотим, чтобы зритель отдохнул. Но может хватит обеспечивать его отдых кровью весьма реальных людей, может хватит доказывать, что "право имеет" любая "тварь".

Елена Гвозденко   03.03.2018 14:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Гвозденко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Зло
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.03.2018