Рецензия на «Мне странно видеть» (Сергей Шангин)

21 век. Демагогия вместо философии, сила вместо правды, выгода вместо дружбы. Помню, как мечтали мы в школе: каким будет 2000-й год? Когда мы будем ужасно взрослыми, аж 26-тилетними. А теперь почувствуйте, как говорится, разницу.
С другой стороны - с этим миром всегда что-то было не так: Троянская война, покорение Европы Римом, нашествие варваров, крестовые походы, охота на ведьм, уничтожение индейцев, порабощение Африки и войны, войны, войны - мировые, гражданские, колониальные.
Не сбылись мечты? Ну, что ж, этот наш мир не хуже того, что был прежде.
А план, по которому мы придём к светлому будущему есть. Это наш план. Это мы его начертим, напишем, нарисуем.
Сдохнут лицемерные правители и их кровавые полководцы, уйдут в небытие великие финансисты и золотые магнаты. Их всех забудут на следующий день. Кого будут помнить? Нас. Наши стихи, рассказы и картины. Кто будет помнить? Все, многие, кто-то. Если человек обманул, убил и украл, он будет держать это в тайне, если тайна откроется, то его проклянут, его проклянут его же потомки. Если человек достойно прожил жизнь, он и после смерти будет любим и уважаем. И помнить, и любить его будут его дети, дети его детей, а так же все люди, которых он воспитал. Воспитал своим примером, своей жизнью, своим творчеством.
И это очень хороший план. И это - ваш план, Сергей. У Вас все ходы записаны. Их только здесь - 281!
Спасибо Вам. С уважением,

Егор Черепанов   15.04.2018 21:22     Заявить о нарушении
Задали вы мне загадку, Егор :) Все утро размышлял над загадочным числом - 281 :) Откуда у меня в короткой истории столько планов??? Ура! Я догадался!

Постоянно размышляю над смыслом жизни - занятие полезное, но бессмысленное. Полезное, потому что заставляет принимать верные решения. Бессмысленное, потому что задача решается в масштабах одного человека и никак не масштабируется в массы.

Нынче одна идеология в массах - побольше денег! Доведет она нас до морковкиного заговения. Но другого пути у человечества, кроме как через собственную агонию, нет - не хотят люди видеть очевидного, хоть ты им в ухо кричи.

С уважением,

Сергей Шангин   16.04.2018 07:20   Заявить о нарушении
"...задача решается в масштабах одного человека и никак не масштабируется в массы..."
Лукавите, Сергей! Скромность, она, конечно, украшает, но цифры говорят о другом.
Более 50 тысяч читателей, около 60 прочтений ваших вещей за далеко не закончившийся понедельник! Более 70 человек добавили вас в избранные! Это ли не масштаб?
О чём это говорит? О том, что вы нужны людям. О том, что вы нашли тропку к сердцу читателя. О том, что вас любят, к вам возвращаются, ваши вещи перечитывают.
Читателю нравится ваше решение проблемы в масштабе одного человека. Открою секрет - нет никакой такой массы читателей. Докажу легко. Чтение вашего рассказа это не коллективный акт, а глубоко индивидуальный. После этого может быть (и, наверняка, бывает) обсуждение, но вначале каждый читатель - один, он сам проходит через ваш рассказ за ступенью ступень. И кроме вас ему никто не поможет.
Кто-то создаёт из слов лабиринт, кто-то дремучий лес с буреломом, у кого-то вообще свалка и мусор вокруг. Вы же соткали сказочный лес с мягкими тропами мха. А там, что ни кустик, то - ягодка, что ни кочка, то - гриб. А это и есть воспитание читателя. Воспитание незаметное, исподволь. Вы готовите блюдо из истины, приправляя его то соусом юмора, то флёром сказки.
Те, кто заходит к вам на страничку, делают это не в поисках "больше денег". А те, кто возвращаются, - просто хорошие люди. Они ждут продолжения сказки.
Удачи Вам, Сергей!
С уважением, Игорь Волокитин (Егор Черепанов).
P.S. Хотите ещё загадку? Через 2 месяца можем отмечать юбилей.
Еще раз с уважением,

Егор Черепанов   16.04.2018 17:32   Заявить о нарушении
Сегодня прямо день положительных эмоций :) Только что жена вернулась из поликлиники, от врача, которой я подарил пару своих книг - рассказы и повесть "Осень для Ангела". Для меня они вполне рядовые книжки, а оказывается люди в них находят некие глубокие мысли, о которых вроде как и сами могли догадаться, но как-то все не было времени :)

Согласен, что писатель пишет не для масс, за исключением агитаторов :) Каждый читатель видит свою картинку, отвечающую именно его внутреннему, порой сиюминутному настрою. И тот момент, когда мысль автора звучит в резонанс чувствам читателя, и есть настоящее счастье!

Сергей Шангин   16.04.2018 17:48   Заявить о нарушении
Про юбилей уже разгадал - 10 лет на сайте Проза.ру :) Первое произведение опубликовано 06.06.2008 "Инферно". И по времени размещения самое раннее :)

Сергей Шангин   16.04.2018 18:07   Заявить о нарушении
Кстати, спасибо за идею - 20.05.2008 я разместил свой первый рассказ на Прозе :)

Сергей Шангин   16.04.2018 18:24   Заявить о нарушении
А ещё, Сергей, 10 лет, с того дня, как я написал вам первую рецензию.
Вы были одним из первых писателей, кому я написал.

С уважением,

Егор Черепанов   17.04.2018 14:06   Заявить о нарушении
Егор Черепанов 11.07.2008 11:44
"Осень для Ангела" одним файлом

А кажется, что только вчера все началось :)

Сергей Шангин   17.04.2018 15:05   Заявить о нарушении
Серёжа, мы все растём, все двигаемся. Я тут нашёл на пиратке ваши вещи, кусочки для ознакомления ("Без царя в голове"). Если вы не против, я начал читать, и свои мысли выскажу?
Я знаю, что вы на критику не обижаетесь, поэтому сразу в лоб:
1. У вас несколько героев, а они сливаются в одного. Т.е. одинаковая речь, восприятие мира, реакция на события. Как бы один персонаж разтраивается. Понаблюдайте за этим. Хорошо бы было, чтобы разные персонажи оценивали ситуацию с разных сторон. В зависимости от опыта, возраста, темперамента.
Как над этим поработать.
Опишите одну и ту же ситуацию с точки зрения - старика, пионера, спецназовца, маникюрщицы, учительницы начальных классов. Там поймёте.
2. Сама завязка. Старший командир разжёвывает в мелкий фарш поставленную задачу.
И разжёвывает он её не бойцам, а нам, читателям. Зачем? (первый вопрос - мы такие туповатые?)
Серёжа, если бы я не знал, что это именно ваша книга, я бы бросил её читать тут же. (только без обид. Вы же хотите знать, почему ваши книги не пользуются бешеным коммерческим успехом.)
Как над этим поработать.
Прочитайте 10-20 или больше (вы можете!) завязок хороших остросюжетных книг (буквально 1-2 страницы). Попробуйте написать начало в стиле этих авторов.

С самого начала закручивайте пружину интриги, не откладывайте это на потом. А то читатели до этого момента могут не дойти.

3. Ваше повествование идёт размеренно, в соответствии с вашим ритмом. Но помните, что вы пишете не рассказ, а роман. Ритм повествования надо менять по ходу. Иначе приспите читателя и он заскучает.

Я не люблю стёба в ходе произведения. Т.е. когда герои или автор изголяются в оттачивании словесной мысли, а действия в этот момент не происходит. У вас же, Сергей, всё сбалансировано. Шутка-юмор присутствует, обороты речи впечатляют, но и движение сюжета не останавливается ни на миг. Кто-то скажет, что вы затянули повествование. Мне-то ваш юмор и ваша речь очень даже нравится, но будьте к этому готовы.
Как над этим поработать.
Попробуйте написать отрывок диалологом Ивана и Кахи, диалогом Ивана и поляка, диалогом Ивана и царя (или кого-то ещё). Потом сам увидишь, что оставить.

4. На самом деле 1-е. Серёжа, вы пишите удивительные, исключительные, неповторимые рассказы. Таких рассказов не только на Прозе, но и в реале в России мало кто пишет. Я очень ценю ваши рассказы, я очень люблю ваше творчество, но вам надо понять, что написание рассказов и написание романов - это очень и очень разные вещи. Некоторые правила здесь совпадают, но некоторые различаются. Какие незначительно, а какие весьма. Надо понимать, что те фишки, за счёт которых выстреливают ваши рассказы, могут не сработать в романе. (Допустим, игра со словами в 5,6,20-страничном рассказе развлекает и забавляет читателя. А в 300-500-страничном романе может наскучить. А если это ваш пятый роман?)

б/н. Очень-очень-очень рекомендую Вам, Сергей, почитать блоги Рины Грант. Это просто кладезь какая-то. Я сам был в восторге от её советов и начал даже свою "нетленку" перерабатывать. Ещё есть книжка Цукермана "Как написать бестселлер". Один экземпляр болтается на Либекс.ру. 300 деревянных очень себе низкая цена. Если не выйдет купить, я отфотаю и вышлю Вам свой, напишите только. Это тоже будет значительным подспорьем.

П.С. Я прочитал пока 5-7 страниц "Без царя в голове". Обязательно дочитаю то, что выложено. Если Вас и далее интересует моё мнение, будем общаться.
У меня какое-то особенное чутьё на писателей, на гениев. Вы, Серёжа, к примеру, такой. И то будущее, которое вас ждёт, оно того стоит. Стоит тех трудов, которые вы в него вложите. Поработаем, позанимаемся.
С уважением,

Егор Черепанов   20.04.2018 20:32   Заявить о нарушении
Егор, сказать, что я не обижаюсь на критику, значит, соврать - я же не железный Феликс, ничто человеческое мне не чуждо. Любая, даже самая малая критика, задевает глубоко, потому что это намек - ты не безупречен. Да, говорим мы сами себе, я не безупречен и поэтому могу совершать ошибки. Но! Говорить одно - верить в это самому совершенно другое.

Пишу рассказы быстро, буквально на одном дыхании. Очень редко, когда не хватает разбега и рассказ откладывается в ящик. Рассказ для меня очень важен с энергетической точки зрения, ведь в короткую ткань повествования нужно успеть вложить и завязку, и интригу, и совершенно неожиданный финал. Но, повторюсь, обычно рассказы пишутся сразу и потом лишь немного шлифуются.

Повести, романы - это действительно особая стезя. Первые две книги дались особенно тяжело - "Окончательная синхронизация" и "Без царя в голове". Трудно сказать, какая из них была первой или второй. Они подолгу лежали без движения, полностью переосмысливались, забрасывались наглухо. И при этом я именно что читал остросюжетные романы, пытаясь понять, чем автор завлекает читателя, как он втягивает его в чтение, заставляя стремительно перелистывать страницы?

Почитал, но ничего своего не нашел. Не ложится и все, не к душе. Но сделал для себя важный вывод - действие должно подчиняться определенному ритму, нельзя его слишком ускорять и намеренно замедлять, иначе читатель начнет пропускать страницы, читая наискосок. Интрига должна быть в пределах страницы, или затронутая тема должна быть настолько интересной, что читатель вынужден будет прочитать в том числе и подробные объяснения.

Естественно, что все это красивая теория. На практике все сложнее и тут начинаешь понимать пробелы в умении, опыте, знаниях. Ощущаешь, что в памяти слишком мало картин из реальной жизни, запомненных осознанно для будущего использования. К примеру, образ стервы :) Ну, не дается он мне, потому что сам я человек добрый и не конфликтный. Нужно искать натуру, вглядываться в нее, вслушиваться, записывать сразу же, пока в памяти все свежо.

И все таки о критике. Да, корябает душу, но понимаю, что не получая критики, окажусь в пустоте, не будет той самой обратной связи, без которой не может быть роста. Поэтому вздыхаю, но вчитываюсь.

Единственно, что хочу сразу сказать -- дорабатывать, переделывать Царя не буду. Это пройденный этап. Может быть потом, глубоко на пенсии, но не сейчас точно. Я, как ребенок, не могу долго играть одной игрушкой - мне нужно ее обязательно сломать, чтобы узнать, что там внутри, как это устроено, а потом интерес к игрушке пропадает - нет тайны.

Собственно и книги я пишу без всякого плана. Знаю, это плохо, неправильно, так нельзя. Но я не могу что-то делать по плану - меня аж корежит всего, когда передо мной лежит план и мне нужно просто пройти по нему от завязки до финала.

Обычно есть оперативный план, буквально осознание сложившейся ситуации, и дальше быстрый бросок вперед. Иногда сцены совершенно непонятно зачем написаны, я не вижу в них смысла, но через десяток страниц оказывается, что они очень даже к месту, просто в то время я еще не вытащил из подсознания всей картинки, но оно, подсознание, меня вело правильно :)

Сейчас очередная книга, кстати пятая :) Уже и финал написан и фабула мне известна досконально, и можно из этого "мира" создать серию книг. Но нет волшебного момента, озарения, прорыва - подсознание копит факты, строит свою картину, чтобы однажды выстрелить. Так было с предыдущей книгой "Говорю от имени мертвых" - она была написана за два с половиной месяца, включая многочисленные вычитки автором и добровольцами. И все было именно по тому же сценарию - трудный вход и быстрый взрыв. С новой книгой пока так не получается.

Сергей Шангин   21.04.2018 13:18   Заявить о нарушении
Хотел добавить, Егор, что все книги есть здесь на Прозе в разбивке по главам.

Сергей Шангин   21.04.2018 13:19   Заявить о нарушении
Путаюсь пока, называя вас Егором :) Буду помаленьку привыкать к Игорю.

Сергей Шангин   21.04.2018 15:36   Заявить о нарушении
Простите, Серёжа, что долго не писал. И за то, что называю Вас, одного из моих любимых на Прозе писателей - Серёжей. Но всё-таки мы с вами ровесники, и однодумцы,то есть единомышленники.

Я тоже никогда, и ни под чьим давлением не буду исправлять свои вещи. Но прислушиваться к советам и не попадать под "детский мат" в прозе это же можно?

Егор и Игорь, кстати, по-барнаульским меркам 80-х это одно и тоже.

Я, конечно, особых высот в коммерческой прозе не достиг, но в критике поднаторел.

Пусть я не знаю - что по чём, но в выработке стиля, создании мыслеобразов и ценных мыслей в рассказе дать могу совет.

Серёжа, обращайтесь. Вам, как Великому - бесплатно. То есть, чем могу.

У Вас есть книги, они чего-то стоят. Давайте прямо. Вы мне их скинете, я Вам на карту деньги, а после критику. Коль захотите,то бесплатно. Хотите, что-нибудь заплатите. То - ваше дело.

С уважением,

Егор Черепанов   01.06.2018 20:10   Заявить о нарушении
Том Сойер не был написан по плану. И Ромео и Джульета. Маргарет Митчел вначале написала последнюю главу, а потом - всё остальное. Но ведь здорово же получилось.

Серёжа, работайте по плану, но разбивайте стереотипы.
с уважением,

Егор Черепанов   01.06.2018 20:22   Заявить о нарушении
Игорь, доброе утро! Прочитал ваш комментарий еще вчера, но не решился ответить - думал, размышлял, пытался понять, что не так? Не в ваших словах, во мне самом. Сегодня, наконец, сформулировал, понял источник неприятия вашего предложения.

Всю жизнь я всеми средствами доказываю свою открытость, экстравертность, так сказать - душа компании, шутник, балагур, первым кидаюсь что-то делать, организую всех. Но на самом деле - я глубочайший интраверт, выстроивший крепкие и высокие стены вокруг души, и не пускающий за загородку никого, абсолютно никого, нет у меня доверенных лиц. По разным причинам, но так сложилось.

И вот это мое творчество тоже там, за забором, наружу выкладываются готовые произведения, которые уже пережиты, на сто раз передуманы, пройдены и оставлены в прошлом, к которому нет возврата. Именно по этой причине, скорее всего, я ни разу не написал продолжений, хотя каждая книга имеет такой потенциал. Мне проще прожить новую жизнь, зажечь новую идею, чем продолжить прежнюю.

Много раз различным рецензентам, подробно разбиравшим мои опусы, давал обещания обязательно вернуться и что-то доработать по их, вне всяких сомнений, ценным замечаниям. Но ни разу этого не сделал. Все - дописано, выложено, выброшено из памяти. Между прошлым и будущим пытаюсь понять, что было не так, но следующая книга точно также идет спонтанно, подчиняясь глубоко внутренним течениям.

Я ведь понимаю, что такое - критический разбор целой книги, сам такое дело пару раз для друзей. Это огромная работа по осознанию идеи автора и степени ее реализации. Сторонний взгляд может сразу увидеть то, что для автора скрыто под напластованиями идей, задумок, ожиданий, ведь его мир, внутри которого творится действие книги, намного шире описанного.

И свои главные проблемы я тоже прекрасно вижу, но исправлять их, делать иначе, не получается - похоже, время ушло.

Свои книги с удовольствием вышлю на ваш емайл безо всякой оплаты - это доставит мне удовольствие, что само по себе дорогого стоит. А вот от критики, не обижайтесь, пожалуйста, откажусь. Не в коня корм, а мне не хочется испытывать душевный дискомфорт от ощущения, что должен как-то следовать тому исследованию, которое было сделано именно для меня. Ведь не последую, а переживать буду долго и тяжело.

Подскажите емайл, Игорь! И без обид, если можно!

С уважением, Сергей Шангин

Сергей Шангин   02.06.2018 06:55   Заявить о нарушении
балагур, душа компании, шутник, а душа за огромным семиметровым железобетонным забором. знакомо до боли. знакомо так, что боюсь, что и жена, и дочь не знают, что кроется за этим забором. Боюсь ли я критики? Очень боюсь. Боюсь так же как и вы. Буду ли исправлять свои вещи после того, как их "разложат по полочкам"? Нет! Однозначно - нет! Написал раз и навсегда! Врезал, выдал - смотрите, наслаждайтесь! Те, кто не понял - дорастите, потом поймёте, если не вы, то дети ваши дорастут. Мы ведь, Серёжа, пишем о вечном. Вечное оно нетленно. Как бы избита эта фраза не была. Вы же мои "Дети Агасфера" читали. Я над ними три или четыре года работал. Не спешу, но оттачиваю каждую фразу. Как получается, конечно.
А критика, Сергей, она на то и критика. Не правьте свои вещи, если не считаете нужным, если считаете, что хотели достичь определённого эффекта своими вещами.
Но примите к сведению. Я, несмотря на то, что мало выкладываюсь, очень много читаю теорию письма. Очень, оказывается, очень многое открыл сам. Не знаю, лучше бы было, если бы узнал об этом раньше, но кое-что узнал впервые. По работе с текстом от третьего определённого лица, например. Это просто техника. К примеру, вы печёте вкусное печенье, но если вам рассказать, как правильно заводить песочное тесто, то это же вам не повредит. Это же - опыт поколений. Если вы гений, то, основываясь на этом опыте, вы придумаете свой оригинально-гениальный рецепт. То есть я не хочу "обгрейдить" ваши вещи на свой лад, а, может, вложить их в рамки жанра, подчистить приёмы, которые не работают, и развернуть повествование во всех красках.
Профессиональной критикой на "Прозе" не занимается практически никто. А знать, как ты выглядишь как писатель, знать, наверное, хотят все. К сожалению, не могу сказать всем, что их творчество мне нравится. Иногда я жёсток так, что люди готовы убить меня или там вены себе порезать. Но если в человеке есть потенциал, я его вижу и буду с ним работать до последнего. Некоторые люди хотели бросить писать, а после моих рецензий окрепли, поверили в себя и теперь собрали тысячи читателей. Это подтверждает моё чутьё на таланты. Ведь в вас же я тоже был уверен.
Читать чужие вещи всё равно я могу лишь только как критик. Предлагаю всю жесть, которую я вам выскажу принять к сведению, не надо вносить исправления в готовое. Я уверен, что то, что у вас написано - написано хорошо и даже замечательно, иначе я бы даже не стал распространяться. Но то, что вы будете писать дальше (я тоже нашёл ключевое слово! Несмотря ни на что, ни на критику, ни на отсутствие предложений издателей - ВЫ БУДЕТЕ ПИСАТЬ ДАЛЬШЕ!!! Вы, Серёжа, такой же маньяк как и я!), я уверен, оно выйдет у вас намного лучше. И если я помогу Вам хоть двумя запятыми, то мой труд не пропадёт зря.
Серёжа, я очень люблю ваше творчество. Я обещаю быть осторожным в критике.
Люблю Вас и очень уважаю, Сергей Шангин. Искренне и всегда Ваш, Егор Черепанов (Игорь Волокитин).
мыло (забытый, кстати, термин) harry_cherep@mail.ru
ПС-ишка. обещаю не распространять ваши произведения без вашего согласия и выслать вам все свои вещи оформленные для коммерческого распространения.

Егор Черепанов   08.06.2018 18:48   Заявить о нарушении
Сергей,насчёт платы за критику, это была - шутка. Нет никакой платы, давайте просто общаться. Всё равно,что смогу вашего, то прочитаю и отпишусь сразу. Потому что чешется, потому что нравится ваше творчество.
С уважением,

Егор Черепанов   24.06.2018 22:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Шангин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Егор Черепанов
Перейти к списку рецензий по разделу публицистика за 15.04.2018