Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Первый шаг к познанию глубин романа Горького автором сделан. Обращение к текстам Священного Писания в качестве аргументов оправдано. Для самого Горького Священное Писание всегда оставалось центром его художественного мира. Его позиция - позиция Иова, бросающего упреки Богу. В "Детстве" это присутствует непосредственно. В "Самгине" - опосредованно."Кто всю жизнь ставит меня свидетелем мучительно тяжелых сцен, событий?» – думает Самгин во время восстания 1905 года. Он чувствует себя марионеткой,шахматной фигурой, переставляемой с клетки на клетку, испытывает "злобу на кого-то». При всей подчеркнутой дистанцированности Горького от своего героя, здесь слышатся и отголоски и пешковского "Не хочу!"(см.: "ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ И ДУМ, ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ОТСОХЛИ ЛУЧШИЕ КУСКИ МОЕГО СЕРДЦА"). "Самгин" - это ревизия всей жизни Горького и всего написанного им. Своеобразный суд над самим собой. Его портреты революционеров- участников революции 1905 года беспощадны."...Это не мораль, а, так сказать, система биосоциальной гигиены", - говорит о морали большевиков Макаров (один из героев романа, несущий горьковские автобиографические черты). А вот автопортрет, изображение себя в качестве одного из действующих лиц (Самгин приходит на квартиру Горького, где прячется поп Гапон):"Рыжеусый стоял солдатски прямо, прижавшись плечом к стене, в оскаленных его зубах торчала незажженная папироса; у него лицо человека, который может укусить, и казалось, что он воткнул в зубы себе папиросу только для того, чтоб не закричать на попа". Или еще одна картина, ярко отражающая оценочную позицию автора: "На письменном столе лежал бикфордов шнур, в соседней комнате носатый брюнет рассказывал каким то кавказцам о японской шимозе, а человек с красивым, но неподвижным лицом, похожий на расстриженного попа, прочитав записку Гогина, командовал:
– Поезжайте на Самотеку… Спросите товарища Черта.
Самгин шел к товарищу Черту, мысленно усмехаясь:
«Черт! Играют, как дети». Вся деятельность революционеров изображается как бессмысленная игра."Что защищает эта баррикада",- задает вопрос рационалист Самгин по поводу нелепого сооружения под его окнами:"Неестественна высокая и довольно плотная стена хлама, отслужившего людям. Особенно лезло в глаза распоротое брюхо дивана, откуда торчали пружины и клочья набивки. К спинке дивана прикреплена палка половой щетки, и на ней треплется красный флаг". Однако игра эта далеко не безобидна. Она оборачивается кровавым кошмаром. Охваченная революционным воодушевлением, порхающая как птичка, стремящаяся помочь всем умилительная энтузиастка Любаша Сомова насмерть ранит в живот остановившего ее дружинника,который умирает в муках, а впоследствии одобряет расстрел одного из членов революционной ячейки только за подозрение в слабодушии. Товарищ Яков без сантиментов санкционирует убийство свидетелей. Павел Басинский пишет:"вдохновение часто осеняет Горького перед лицом зла». В своей книге о Горьком критик предваряет Страшный Суд, умело подбирая факты для обвинительного заключения. Басинский находит в переписке Горького жестокие, убийственные замечания: "Итак — началась русская революция, мой друг, — писал он Е. П. Пешковой, — с чем тебя искренно и серьезно поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новые цвета только кровью". Но с этим обвинительным заключением нельзя до конца согласиться. Надо принять во внимание "Самгина", где Горький, хотя и косвенно, в завуалированной форме,вершит суд над самим собой...

Борис Бобылев   03.05.2018 15:46     Заявить о нарушении
Дорогой Борис!
Я РАД, что эта небольшая работа 1993 года (времен оголтелого антигорьковского разгула!) вызвала такую глубокую рецензию.
СПАСИБО!

Виктор Улин   03.05.2018 17:13   Заявить о нарушении
Отдаю должное Вашей чуткости. В 1993 году я, скорее, воспринимал "Самгина" достаточно стандартно: "А был ли мальчик?". Кстати, сегодня это тоже звучит весьма злободневно. Читаю в СМИ: " " А был ли химический мальчик?". Вообще, это формула тотального сомнения: был ли мальчик, была ли вся эта "допотопная" Россия? (Варвара спрашивает Самгина: «Ты никогда не чувствовал себя допотопным?».), был ли сам Горький, были ли все мы?

Борис Бобылев   03.05.2018 20:44   Заявить о нарушении
Дорогой Борис!
Вот в этой повести (http://www.proza.ru/2005/01/23-138 ) мой аутогенный главный герой всю жизнь перечитывает "Клима Самгина"

Виктор Улин   03.05.2018 21:08   Заявить о нарушении
Виктор,
нав, знаете, КОГО имел ввиду Горький, пиша свой роман.
Я его читала, хотя он написан чудовищным языком.
Над собой он суд не вершит. Слишком самовлюблен и захвален, писал его в СССР, вернувшись из Италии.

Нина Тур   04.05.2018 07:33   Заявить о нарушении
Вы правильно все поняли, Нина!

Хотя Горький был велик.
И я уважаю его хотя бы за то, что он написал в разговоре двух купцов...
Здесь цитировать опасаюсь, цитата в моей повести "Танара" в устах аутогенного героя.

Виктор Улин   04.05.2018 09:53   Заявить о нарушении
Судить о художественном произведении на основании фактов из жизни писателя, его морального облика - безнадежное, лишенное объясняющей силы занятие. Пушкин, Достоевский, с точки зрения морали, были настоящими чудовищами. В том-то и секрет художественного творчества, что оно являет нам нереализованные часто в жизни глубины духа человека. "Когда б вы знали, из какого сора..." Все мои суждения о романе Горького основаны на его тексте. Это единственно правильный путь - судить автора, по законам, признаваемым им над собой. Конечно, чтобы понять эти законы, надо не раз прочитать текст "вдоль" и "поперек", попытавшись, насколько это возможно освободиться от предрассудков и предсуждений, от власти ярлыков, загораживающих нам путь к пониманию великих произведений искусства. "Жизнь Клима Самгина" относится к таким великим произведениям и стоит в ряду с "Поисками утраченного времени" Пруста, "Человеком без свойств" Музиля, произведениями Кафки, Джойса, Фолкнера.

Борис Бобылев   04.05.2018 09:58   Заявить о нарушении
Борис,
обзывать Пушкина и тем паче Достоевского чудовищами - Вы что?

Нина Тур   04.05.2018 10:51   Заявить о нарушении
"судить автора, по законам, признаваемым им над собой. "

Вот эта зажеванная цитата - только б не из уст профессора!

Нина Тур   04.05.2018 12:11   Заявить о нарушении
Переходить на личности - не лучший способ аргументации :)

Борис Бобылев   04.05.2018 12:21   Заявить о нарушении
Где Вы увидели переход на личности? То, что Вы о себе написали: профессор? Это оскорбление?

Нина Тур   04.05.2018 12:24   Заявить о нарушении
Ребята!
Давайте жить ДРУЖНО!

Виктор Улин   04.05.2018 14:06   Заявить о нарушении
Что касается "чудовищного языка" в "Самгине", то это впечатление, как мне кажется, результат эффекта обманутого ожидания. Ждут реализма, а тут сплошные смещения, все плывет, мерцает и зыблется. Немыслимые преувеличения, смещения перспективы. Многое сближает язык Горького в "Самгине" с авангардизмом (см.: Борисова Л.М., Белова Е.Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького .// Русская речь, 2017, №1-2). Есть черты экспрессионизма. Одни портреты чего только стоят.
"Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелёными зубами…»; «Потом пришла маленькая старушка, горбатая, с огромным ртом до ушей; нижняя челюсть у неё тряслась, рот был открыт, как у рыбы, и в него через верхнюю губу заглядывал острый нос...Мне показалось, что это пришла бабушкина смерть" (это из «Детства»)

"Его лицо, надутое, как воздушный пузырь, казалось освещенным изнутри красным огнем, а уши были лиловые, точно у пьяницы; глаза, узенькие, как два тире, изучали Варвару. С нелепой быстротой он бросал в рот себе бисквиты, сверкал чиненными золотом зубами и пил содовую воду, подливая в нее херес".

"Сзади его стоял широкоплечий, высокий человек с большим, голым черепом и круглым лицом без бороды, без усов. Лицо масляно лоснилось и надуто, как у больного водянкой, маленькие глаза светились где то посредине его, слишком близко к ноздрям широкого носа, а рот был большой и без губ, как будто прорезан ножом".

"Круглое, красное, точно у новорожденного, лицо дяди сияло восторженными улыбками. Рождаясь на пухлых губах, улыбки эти расширяли ноздри тупого носа, вздували щеки и, прикрыв младенчески маленькие глазки неуловимого цвета, блестели на лбу и на отшлифованной, розовой коже черепа. Это было странно видеть, казалось, что все лицо дяди Хрисанфа, скользя вверх, может очутиться на затылке, а на месте лица останется слепой, круглый кусок красной кожи".

"Он стал уродливее. Поредевшие встрепанные волосы обнажали бугроватый череп; лысина, увеличив лоб, притиснув глазницы, сделала глаза меньше, острее; белки приняли металлический блеск ртути, покрылись тонким рисунком красных жилок, зрачки потеряли форму, точно зазубрились, и стали еще более непослушны, а под глазами вспухли синеватые подушечки, и нос опустился к толстым губам".

Борис Бобылев   05.05.2018 00:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Улин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Бобылев
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.05.2018