Рецензия на «Сонные люди. Часть 3» (Александр Малиновский 2)

Александр, впечатление огромное. Много чего хотелось бы сказать. Читал в цейтноте, поэтому и отклик будет может быть скомканным.
Вы прежде мне указали, что я Вас "перехваливаю". Дело вот в чем. Мне кажется главное здесь - долг перед памятью, долг перед историей. Кому, как ни Вам знать и верно чувствовать дух тех людей, что были рядом с Вашим прадедом. Что дышали с ним в такт и думали не порознь. Абсолютно доверяю Вашему ощущению того времени. Практически, как очевидцу. Ибо дух той эпохи, думаю, у Вас отпечатался в генах, возможно всей Вашей семьи. Поэтому этот роман я считаю ценнейшим историческим документом. Скажем, его сильно недостовалоо мне, когда я попытался сам разгадать феномен таких людей, как Богданов-Малиновский. Вы проложили дорожку к этому пониманию.
Думаю, у Вас были веские причины не делать это произведение строго документальным, основанным на неопровержимых фактах. Исторические ""вольности" не нарушили выстраивание правдивой истории духа. Наверное где-то даже и усилили акценты на важнейшие вехи идейных исканий.
Даже экстраполяции Карамазовых в будущее показались довольно весомыми, хотя поначалу (как, скажем пересечение с Львом Толстым) несколько озадачили. Жуткий Карамазовский финал не стал неожиданным. Увы, не стал... Я сам себя поймал на мысли, что - не удивился ему. Хотя не знаю, что делать теперь со старцем Зосимой, см то преклонялись колени перед этим ублюдком. Жизнь, жизнь...
Да, кстати, описанная Вами Макарьевская республика чуть было не случилась (не без благословения, думаю, Вашего великого прадеда) у нас в Калужской губернии. В начале 20 века. Этот был известный пушкинистам Полотняный Завод - имение жёнушки Александра Сергеевича. Наследник заводов - Дмитрий Гончаров - в начале прошлого века вдруг вздумал либеральничать, установил ,8-часовой рабочий день , ввел соцпакет (это в начале 20 века!)
Сказалось влияние Луначарского и Вашего прадеда, что в те годы очень активно просвещали калужских рабочих и, как выяснилось, их хозяев.
В конце потрясла дата написания - страшный 2014 год. Что-то он ещё натворил в нашем отечестве?..
Ещё многое хотелось сказать. Не хочу быть назойливым.
С уважением, Алексей.

Алексей Мельников Калуга   29.06.2018 16:35     Заявить о нарушении
Назойливым?!.. Ну, уж этого Вам никак не удастся!)), - Вы, Алексей, иногда и скажете )
Делать роман строго документальным мне не хотелось, во-первых, из стремления к несколько большей широте обобщений (и, соответственно, из желания оставить себе больше творческой свободы), а во-вторых - как раз по неуверенности моей в том, что лично Богданова я представляю себе так уж прямо до мелочей хорошо. Хотя Вы, наверно, правы - гены выкидывают порой удивительные вещи. Я, скажем, как-то обнаружил один практически идентичный абзац в самиздатском философском трактате моего папы - и в некой статье Богданова, которую папа мой (его внук) на тот момент абсолютно точно не читал...
Интересно, а чем озадачило пересечение с Толстым?.. (Богданов-то в Ясной Поляне бывал.) Вы и критические замечания пишите тоже.
Житие Зосимы очень люблю. Наряду с рассказом "Сон смешного человека" оно, мне кажется, даёт по сути духовно и художественно концентрированный импульс к христианскому социализму (вопреки макроидеологическим декларациям и многим полотнам самого Достоевского).
Про Полотняный Завод я немножко слышал. Макарьевская республика - это, конечно, обобщение, подобных ей в 1905-м было по стране дюжины полторы, хотя некоторые не простояли и двух недель, а вот в Волоколамском уезде - даже год с небольшим.
Спасибо огромное, Алексей! Счастлив такому отзыву...
С уважением и благодарностью
Александр

Александр Малиновский 2   29.06.2018 18:03   Заявить о нарушении
Я тут написал: "озадачило" пересечение с Толстым. И сам же себе повторил Ваш вопрос: чем? Ещё раз перечитал это место и понял: просто величием персонажа, запросто так вошедшего в повествование. Может быть только этим - простотой вхождения. Скажем, в той же мере, если бы в персонажи добавился сам Иисус Христос. Но яснополянская беседа получилась интереснейшей.
Александр, мне ещё показалось, что многие диалоги в романе при всей идейной напряжённости выглядят несколько суховато. Не хватает визуализации. Может - картинки. Когда действо комментируется окружающей средой, домашней обстановкой, погодой, утварью на кухне, фасонами панталон... Не подумайте, что это критика, это ,- ощущение. Я сам не знаю, что с ним делать. Скажем у диалогов Сократа та же особенность: непонятно какой цвет глаз и что за одежда у говорящих.
Авторские размышления мне показались очень сильными. Да и не только они. Я уже говорил, что общее впечатление огромное.
И последнее. Скажем, если бы я был издатель, я бы с трудом проникся названием романа. Когда читаешь вещь - логика названия понятна. Когда знаком с автором, то тоже редко обращаешь внимание на титульный лист. Но если ничего не знаешь о содержании, первый раз слышишь фамилию автора, то название, мне кажется, "проседает". Повторяю, это - ощущения. Не более того.
Хотелось бы конечно, чтобы Ваша вещь зажила полнокровной книжной жизнью. Короче: если бы она появилась на полках книжных магазинов, я бы непременно приобрел.
С уважением, Алексей.

Алексей Мельников Калуга   04.07.2018 14:24   Заявить о нарушении
Алексей, да отчего ж бы и "не критика"-то? Пусть бы и критика! В общем-то, всё верно Вы пишете, хотя и не знаю, со всем ли сумею справиться. Ну, может, хоть на будущее зарубки сделаю.
Диалоги суховаты, да. Это я ещё себе воли не давал ))
С отсутствием портретов - это какая-то моя личная странность, даже не только в написанном, а в жизни. Общаясь с человеком, я запоминаю его как-то разом, целиком, одним махом, и потом затрудняюсь его аналитически описать... Разве что Ирэна из повести запомнилась мне с неким подобием портрета, но это - скорее исключение.
Насчёт заглавия и ещё одна читательница, кроме Вас, обращала моё внимание. Ну, если сумею вЫносить какое-нибудь другое - может, поставлю.
А книжку... Э-эх! Эту книжку я бы и сам купил, да вот никто пока что не продаёт )))
Спасибо большое Вам, Алексей!
Ваш
Саша

Александр Малиновский 2   04.07.2018 17:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Малиновский 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Мельников Калуга
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.06.2018