Рецензия на «Авиация в оборонительной фазе Курской битвы» (Александр Ляхов)

Как сказано в статье, «эффективность действия авиации определяется количеством бомбовых и штурмовых ударов по войскам противника, а эта величина определяется количеством боевых вылетов.» Смотрю на табл. 1. Из нее видно, что количество самолето-вылетов 2-ой, 16-ой и 17-ой воздушных армий Красной армии непрерывно снижалось.

Причины просты и хорошо известны — потери (см. Горбач В.Г. Авиация в Курской битве).

К примеру, во 2-й воздушной армии в строю, несмотря на поступавшие пополнения, осталось к концу дня 11 июля только 96 штурмовиков Ил-2, треть от исправных 280 машин, имевшихся на начало операции в составе двух дивизий 1-го штурмового авиационного корпуса генерал-лейтенанта В.Г.Рязанова и 291-й штурмовой авиационной дивизии полковника А.Н.Витрука. А ведь именно Ил-2 с первых дней боев на Курской дуге наиболее эффективно использовались для непосредственной поддержки наземных войск.

Такова суровая статистика.

А вот свидетельство (отнюдь не «геббельсовская байка») тех июльских дней летчика-штурмовика 820-го штурмового авиационного полка сержанта Н.И.Пургина, получившего боевое крещение на Курской дуге и ставшего позднее Героем Советского Союза: «Полк на переформировку не отводили. Перегонщики пригоняли новые самолеты, а с училищ приходили новые летчики. Потери были такие, что после ТРЕХ дней июльских боев на задание с ДИВИЗИИ смогли поднять только шестерку. А на четвертый день опять был полный полк, и так - все время».

То, о чем я написал, как-то не стыкуется с выводами статьи. Причина в том, что использование математических моделей без учета при их построении достоверных данных не только о количестве самолето-вылетов, но и наличии исправных машин сторон на соответствующий день операции (с учетом пополнений - в ВВС Красной Армии весьма значительных), а также количественных данных о безвозвратно потерянных и поврежденных самолетах не могут прояснить картины воздушных сражений. (Только вот многофакторная модель такая, мне кажется, будет слишком сложной, чтобы ее можно было реализовать и использовать.) «Миф о ...сверхбольших потерях по сравнению с немецкой авиацией» можно развеять только имея и сравнивая указанные показатели. Что касается «...слабой технической оснащённости авиации Красной армии» по сравнению с немецкой авиацией, миф о чем тоже надо развеять, — тут не совсем ясно — что это такое.

Игорь Абросимов   11.12.2018 19:18     Заявить о нарушении
Да количество вылетов в Красной Армии снижалось, но при этом количество вылетов в немецкой армии снижалось быстрее. Это значит, что потери немцев были выше!
Я согласен с вами и за построение модели многофакторной. Но возникает проблема с немцами. Как учесть подтягивание их резервов.
Замечу, что построенная модель верна в первом приближении. Учет предлагаемых факторов приведет к некоторым изменениям, но эти изменения не изменят характер интегральной характеристики количества боевых вылетов!

Александр Ляхов   11.12.2018 20:06   Заявить о нарушении
"Да количество вылетов в Красной Армии снижалось, но при этом количество вылетов в немецкой армии снижалось быстрее. Это значит, что потери немцев были выше!" Нет не значит, ибо Вы не учитываете непрерывное пополнение частей ВВС КА. Извините, но Вы, по-моему, не совсем внимательно прочли мою рецензию. А я старался! Оказалось зря!

Игорь Абросимов   11.12.2018 21:27   Заявить о нарушении
Могу добавить, что 2-я и 17-я ВА за время оборонительных боев на южном фасе Курской дуги с 5 по 23 июля потеряли 515 самолетов. В то же время противостоящий 8-й АК Люфтваффе - 260 машин (с учетом 170 позднее списанных по разным причинам).

Потери ВВС РККА на северном фасе были еще выше.

Игорь Абросимов   11.12.2018 22:10   Заявить о нарушении
Игорь я не увидел вашу рецензию в свое время. Но лучше поздно чем никогда.
Все игры в цифры о потерях и прибытии резервов имеют опосредованное отношения к фактам определяющим активность боевых действий. В Курской битве немцы понесли сокрушительное поражение. Одна из составляющих поражения - поражение в небе.Они не смогли нарастить количество требующихся боевых вылетов. Почему? Это другой совершенно вопрос. Морозов вроде не было, заводы работали и т.д. Основная причина не способность немецкого командования правильно оценить стратегическую, оперативную обстановку, а следовательно и организовать управление войсками.
В 1941 году Советское командование снимало части прикрытия с Дальнего востока и перебрасывало под Москву. Немецкое командование держало большие силы на Западе, в Италии, в Норвегии не понимая, что всё решается под Курском.

Александр Ляхов   13.10.2022 14:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Ляхов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Абросимов
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.12.2018