Рецензия на «Роль личности преподавателя» (Екатерина Зверева)

Я думаю, Екатерина, Вам полезно будет познакомиться в мыслями Мишеля Монтеня, посвящёнными воспитанию. А, может, не просто познакомиться, но и сделать некоторые выводы.

"Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного
урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не
по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя
что либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко
множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как
следует и в какой мере усвоил это; и в последовательности своих
разъяснений пусть он руководствуется примером Платона [11]. Если кто
изрыгает пищу в том самом виде, в каком проглотил ее, то это
свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если
желудок не изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить,
значит он не выполнил своего дела.

Наша душа совершает свои движения под чужим воздействием, следуя и подчиняясь примеру и наставлениям других. Нас до того приучили к помочам, что мы уже не в состоянии обходиться без них. Мы утратили нашу свободу и собственную силу. Я знавал в Пизе одного весьма достойного человека, который настолько почитал Аристотеля, что первейшим его правилом было: "Пробным камнем и основой всякого прочного мнения и всякой истины является их согласие с учением,Аристотеля; все, что вне этого, - химеры и суета, ибо Аристотель все решительно предусмотрел и все высказал". Это положение, истолкованное слишком широко и неправильно, подвергало его значительной и весьма долго угрожавшей ему опасности со стороны римской инквизиции.

Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все,
что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову,
опираясь на свой авторитет и влияние; пусть принципы Аристотеля не
становятся неизменными основами его преподавания, равно как не
становятся ими и принципы стоиков или эпикурейцев. Пусть учитель изложит
ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если это будет
ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере,
останется при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей
уверенности".

Владимир Садовник 1   03.01.2019 13:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за цитаты. Философию Монтеня (а также Джона Локка, Руссо и т. п.) мы изучали на занятиях по философии и истории педагогики. Мне кажется, что всё, что изложено в этих цитатах Монтеня, более кратко и просто сформулировала ещё одна известная учительница - героиня фильма "Ирония судьбы": "Я учу своих учеников думать... хоть самую малость. И иметь обо всём своё собственное суждение"
С теплом,
Екатерина


Екатерина Зверева   04.01.2019 10:18   Заявить о нарушении
Совершенно не уверен, Екатерина, что богатство мыслей Монтеня можно свести к формуле "одной учительницы". А вообще, я думаю, что главный тезис Вашего эссе серьёзно противоречит рассуждениям великого француза.

Владимир Садовник 1   04.01.2019 11:42   Заявить о нарушении
Владимир, я и не пыталась охватить цитатой ВСЕ мысли Монтеня.) Меня охватили сомнения насчёт того, правильно ли Вы поняли основной тезис моей статьи. Сформулируйте, если Вам не трудно.

Екатерина Зверева   04.01.2019 14:11   Заявить о нарушении
"Учитель творит ученика по образу и подобию своему".

Владимир Садовник 1   04.01.2019 15:24   Заявить о нарушении
Эту цитату я никогда не использую. Слишком расплывчато звучит. Благодатный материал для всевозможных интерпретаций.)) Главная мысль моей статьи сосредоточена в эпиграфе:
"Учитель воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру" (Д.С. Лихачёв)
Хотите сказать, что этот постулат как-то противоречит взглядам Монтеня?

Екатерина Зверева   04.01.2019 17:17   Заявить о нарушении
И, тем не менее, эта цитата из Вашего эссе. Да и ряд других цитат внятно говорит о том, что Вы видите в ученике материал из которого учитель сотворит или, скорее, должен сотворить нечто подобное себе.
«Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры».

«Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный процесс состоит в формировании личности обучаемого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то есть преподаватель».

«Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом».

Владимир Садовник 1   04.01.2019 18:02   Заявить о нарушении
Владимир, Вы либо неправильно понимаете эти цитаты, либо намеренно неверно их трактуете. Речь идёт не о том, чтобы учителю наштамповать своих маленьких клонов.))) И Сухомлинский, и академик Лихачёв, и Макаренко имели в виду, что учитель сам должен быть обладателем тех личностных качеств, которые хочет (и должен!)воспитать в своих учениках. Повторю цитату Сухомлинского: «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине». В этом учитель должен стать для учеников примером и авторитетом. Что Вас смущает?

Екатерина Зверева   05.01.2019 10:57   Заявить о нарушении
Практически за каждой талантливой личностью стоит талантливый учитель (а иногда и не один) - тот пример, тот авторитет, который вдохновил своего ученика на достижение высоких целей. Педагог Пушкина Куницын, упоминаемый в моей статье, - яркий тому пример.

Екатерина Зверева   05.01.2019 11:08   Заявить о нарушении
Екатерина, кроме двух Вами названных вариантов, как будто, возможен и ещё один – что именно Вы неверно понимаете те цитаты, которые используете. Я говорю «как будто» поскольку приведённые цитаты, Ваши мысли и ВЫВОДЫ настолько однозначны, что здесь может быть только ОДНА их трактовка.

Да, я не спорю с мнением, что учитель влияет на воспитанника и что он было бы хорошо, если бы он обладал высокими личностными качествами. Но это – один тезис, который Вы в своём эссе отстаиваете. Но ведь есть и другой, на который, собственно, я и обратил Ваше внимание . «… образовательный процесс состоит в формировании личности обучаемого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то есть преподаватель».

Формулировка – предельно однозначная. Она не допускает и малейшей возможности ошибки в её толковании. И этот тезис у Вас - главный, поскольку первый тезис, по сути, лишь разъясняет что значит «образцовый учитель». Именно основываясь на Вашем втором тезисе, я и получил возможность сказать, что Вы видите в ученике материал, из которого учитель сотворит или, скорее, должен сотворить нечто подобное себе. Что я исказил или понял неправильно, где моя ошибка?

А приведённая мною цитата из Монтеня призвана была помочь Вам задуматься над правильностью высказанных Вами мыслей, а, может, и о чём-то более существенном. Но задумываться Вы не стали, а предпочли сначала заявить об отсутствии в эссе одной цитаты, а затем вообще заподозрили меня в неких коварных замыслах. Так, конечно, проще, но, может, имеет гораздо больший смысл сосредоточиться не на моём коварстве, а, как минимум, на содержании своего эссе. О максимуме говорить пока воздержусь.

Владимир Садовник 1   05.01.2019 16:43   Заявить о нарушении
Владимир, боюсь, что Вы и Монтеня понимаете несколько однобоко. Монтень выступал против принципов средневековых схоластических школ, которые всё обучение сводили к примитивному заучиванию теоретического материала без его анализа и осмысления. Иными словами, учителя требовали от учеников зазубривания, а не понимания. Потому Монтень и призывал к развитию критического мышления у обучающихся. Он писал в конкретную историческую эпоху относительно конкретной проблемы, пропагандируя иные методы обучения взамен общепринятых в ТЕ (подчеркну: в ТЕ!) времена. Я же в своём эссе не касаюсь анализа методик обучения. Моя цель иная – показать важную роль личности учителя в процессе развития и воспитания учеников. Поэтому совершенно зря Вы представляете Монтеня в качестве моего оппонента. Я с приведёнными Вами цитатами совершенно не спорю и согласна с тем, что учитель должен учить своих подопечных критическому и аналитическому мышлению. Кстати, именно этим я и занимаюсь на лекциях и семинарах.

Далее. Я рада, что Вы признаёте важность влияния личности учителя на своих учеников (если было бы по-другому, нам было бы вообще не о чем разговаривать). Однако вынуждена повторить, что Вы, к сожалению, совершенно неверно понимаете основную мысль моего эссе. Я никогда не считала, что учитель должен взращивать из учеников своих маленьких копий. Напротив, основная задача учителя – помочь ученику найти своё место в этом мире. И та моя цитата, которую Вы очень странно трактуете (кстати, Вы первый человек из числа нескольких сотен моих читателей, который трактует её именно так), нисколько этому не противоречит.

Вот эта цитата: «Слова «образование», «образ» и «образец» - однокоренные. Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный процесс состоит в формировании личности обучаемого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то есть преподаватель».

Вы почему-то понимаете это, простите, очень однобоко и даже примитивно. Когда мой папа говорил, что хочет, чтобы я была похожа на свою бабушку, это не означало, что я должна немедленно состариться и носить на плечах пуховый платок. Или Вы настаиваете именно на таком понимании слов моего отца?)))

Ещё раз поясняю, хотя чувствую себя при этом изобретателем велосипеда. Учитель только в том случае может чему-нибудь научить своих питомцев, когда сам демонстрирует наглядный пример того, чему хочет научить. Не может глупец заложить основы ума, не может грубиян научить вежливости, трус-храбрости, равнодушный – милосердию, лжец – искренности и т. п. И даже основам аналитического мышления (тому, о чём говорил так часто упоминаемый Вами Монтень) может научить только тот учитель, который наглядно демонстрирует ученикам способность мыслить аналитически. В этом и только в этом смысле говорю я о формировании личности ребёнка по образу и подобию учителя. И не открываю при этом Америки. Потому что до меня это же самое говорили и писали гораздо более авторитетные люди, многих из которых (например, Корчака и Сухомлинского) я искренне считаю своими Учителями. Их образ учителя и человека является для меня примером и авторитетом. Льщу себя надеждой, что по их образу и подобию я формировалась и продолжаю формироваться как личность и педагог, хотя ищу при этом свои пути, стараясь не растерять тот духовный багаж, которым наделили меня мои Учителя.
Владимир, я не знаю, как ещё понятнее объяснить Вам суть моего эссе. Приложила все возможные усилия. Надеюсь, что мне удалось расставить все точки над i.

Екатерина Зверева   05.01.2019 20:18   Заявить о нарушении
«Моя цель иная – показать важную роль личности учителя в процессе развития и воспитания учеников». Неблагодарное дело – править автора, однако должен заметить, Екатерина, что, независимо от того, какие Вы ставили цели перед написанем эссе, я, как читатель, вижу лишь то, что у Вас получилось в результате. Так вот, я увидел не «важную» роль учителя, а преобладающую и даже абсолютную. Причём, этот вывод я сделал не только в ходе анализа эссе, но и на основании приведённых Вами цитат.

Содержание цитат, ещё раз повторю, настолько недвусмысленно, что любая попытка увести в сторону трактовку их содержания вызывает лишь недоумение. И примеры, вроде бы призванные показать верность Вашей трактовки, выглядят, мягко говоря, странно. Вот Вы говорите о желании своего отца, чтобы Вы походили на свою бабушку. Замечательное желание, но почему-то картинкой, которая покажет реализацию этого желания, будет состарившаяся Екатерина, да ещё с пуховым платком на плечах. И как апофеоз – Вы на полном серьёзе спрашиваете меня - «неужели я настаиваю именно на таком понимании слов моего отца?». Могу на этот вопрос ответить не только решительным «нет», но и удивиться тому, как подобное понимание могло возникнуть. Тем более, когда Вы говорите, что считаете своими Учителями Корчака и Сухомлинского и льстите себя «надеждой, что по их образу и подобию я формировалась и продолжаю формироваться как личность и педагог», то здесь ни о возрасте, ни об одежде и тому подобных вещах уже не говорите, а сразу переходите к сути, а именно к «духовному багажу». Стало быть, от бабушки «пуховый платок», а от Учителей – «духовный багаж». И подобные параллели, конечно, и не однобокие, и не примитивные.

О Монтене, которого Вы пытаетесь отстранить от содержания своего эссе. Вот слова великого француза, которые имеют самое непосредственное отношение к Вашим мыслям.
«Ученик же … пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере, останется при сомнении». Там где есть самостоятельность выбора, нет и не может быть абсолютного преобладания над ним (учеником) учителя. А те цитаты, вокруг которых и разгорелся наш спор. именно на таком абсолютном преобладании настаивают.

В качестве одного из доказательств своей правоты Вы приводите то. что я - « первый человек из числа нескольких сотен моих читателей, который трактует её (цитату) именно так». Не скажу, что я знаком с откликами сотен читателей, но могу сказать твёрдо, что в абсолютном большинстве читатели не анализируют ни Ваши, ни чьи-либо ещё творения, а отделываются дежурными и, по сути, ничего не значащими фразами. А вообще мне было бы любопытно ознакомиться с примерами читательских комментариев, где они именно АНАЛИЗИРУЮТ приведённые Вами цитаты и соглашаются с их верностью.

Владимир Садовник 1   06.01.2019 14:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Зверева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Садовник 1
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.01.2019