Рецензия на «Своя компания 31. Болезнь Коли» (Екатерина Усович)

Лена погрузилась в свой частный детский дом… Но с теми, с кем она ранее провела вместе не один день, в заботе, работе, творчестве, она уже связана невидимыми ниточками, и волнения в дальнем крае отзовётся тревогой в её душе… Серьёзно заболел Коля, в коме… Хорошо, что есть люди, которые желают его выздоровления и замолвят за него слово перед Богом. А сила Слова, действительно, велика, и убивает, и воскрешает… А стыд за прошлые поступки, которые приводят к болезням души и тела, в помощь. Миша подумал: «Стыд! Вот чувство, которое спасет человечество», пожалуй, он прав.

Ирина Петал   04.04.2019 14:58     Заявить о нарушении
Цитата про стыд - это из фильма "Сталкер".
Очень мне запомнилась своей мудростью и
истинностью. Хотя... По-моему, это вымирающее
чувство. Если оно уцелеет в людях, то человечеству
повезет...
Спасибо за отзыв, Ирина!

Екатерина Усович   04.04.2019 21:36   Заявить о нарушении
"Сталкер" Тарковского? Да, смотрела, давно, в студгоды, понравился, эту фразу, правда, не запомнила, в нём много философии жизненной...

Мне эта «Молитва» Сталкера о своих подопечных нравится: «Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями… А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна… Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит»...

Ирина Петал   04.04.2019 22:15   Заявить о нарушении
Проверила по вики - и - простите - ошиблась.
Это цитата из Соляриса. Вот еще несколько
цитат от туда -

"— Меня интересует истина, а Вы хотите сделать из меня предвзятого сторонника. Я не имею права принимать решения, руководствуясь душевными порывами; я не поэт.
— Наука? — Чепуха!… В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность… Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!
— Ясно ли ты ощущаешь свою связь с жизнью там…?
— А ты любитель крайних вопросов. Боюсь, что скоро ты спросишь меня о смысле жизни.
— Подожди, не иронизируй.
— Это банальный вопрос. Когда человек счастлив, смысл жизни и прочие вечные темы его редко интересуют. Ими следует задаваться в конце жизни.
— А когда наступит этот конец — мы же не знаем, вот и торопимся.
— А ты не торопись — самые счастливые люди те, кто никогда не задавался этими проклятыми вопросами.
— Вопрос — это всегда желание познать, а для сохранения простых человеческих истин нужны тайны: тайна счастья, смерти, любви.
— Может быть ты и прав, но попробуй не думай обо всём этом.
— А думать об этом всё равно что знать день своей смерти. Незнание этого дня практически делает нас бессмертными.
— Ну вот я тебя люблю. Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину. До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?
— Он умер от стыда. Стыд — вот чувство, которое спасёт человечество".

Екатерина Усович   04.04.2019 22:19   Заявить о нарушении
Спасибо.

Ирина Петал   04.04.2019 22:28   Заявить о нарушении
Если есть желание и время, предлагаю Вам, Иорина,
провести, так сказать "следственный эксперимент"
и сравнить "Пикник на обочине" Стругацких с тем,
что сотворил из этого Тарковский. Я, когда прочитала
и сравнила - просто поразилась - как можно одухотворить
с помощью искусства кино совершенно бездуховное произведение.
Хотя, конечно, главное здесь - мастерство и душа гениального режиссера.

Екатерина Усович   04.04.2019 22:52   Заявить о нарушении
Это я о "Сталкере".

Екатерина Усович   04.04.2019 22:53   Заявить о нарушении
"Пикник на обочине" Стругацких, кажется, не прочла... Возможно, постановка фильма часто отличается от книги, каждый автор вносит в сценарий что-то свою, своё отношение к героям, событиям... Мне стихи отца Андрея, Арсения Тарковского, ещё нравятся. Может, когда-нибудь прочту "Пикник на обочине", сейчас недосуг.

Ирина Петал   04.04.2019 23:06   Заявить о нарушении
Пока не работали, прочла, хотя и бегло, книгу... Хотя темой сталкера я и в прошлые годы интересовалась. Представился случай возобновить. :))

Сравнение книги и фильма

В фильме от книги остался только образ Зоны и понятие Сталкера как проводника в Зоне. Сюжеты и персонажи разные. По-разному мыслящие и воспринимающие мир.
• Время и пространство. В фильме – вымышленное, в книге – конкретное, 1970-е годы в городке Хармонт на Земле (страна англоязычная, правда, вымышленная).

• Окружающий Мир. В книге – реальный, материтальный, в фильме больше похож на иной, сюрреалистический мир, внутренний, духовный, как в духовном мире, здесь не может быть шаблонных решений и путей. Несмотря на то, что ориентиры существуют, каждый случай уникален, и каждый путник проходит маршрут по-своему.

• Идентификация личности. В фильме у героев нет имён, только прозвища. В книге персонажи с именами, своими индивидуальными выраженными чертами характера и внешности, количество героев книги намного больше.

• Зона. Сложная система смертельных ловушек. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. В книге ловушки физические, в фильме – духовные и психологические. В книге зона принимает смелых, опытных, храбрых. В фильме она принимает только потерявших надежду и приобретает черты изменчивости, непостоянства, двойственности, цветности и движения. В книге зона – место после пикника пришельцев, оставивших непонятный хлам с непривычными человеку свойствами.

• Заветное место Зоны для исполнения желаний. В книге – золотой шар, в фильме – комната, перед порогом которой надо вспомнить всю свою жизнь... Особо охраняется смертельными ловушками.

• Восприятие сталкера (от зоны). В кино – единственное место, где ему уютно, комфортно, спокойно и безопасно. Ощущает родное пространство, любимое. В книге – ощущение дискомфорта, но зона манит, он без неё не может уже.

• Восприятие зоны (от людей). В книге, как обычный окружающий мир после катастрофы, в фильме – она очень чутко реагирует на внутренний мир человека, его психическое, эмоциональное состояние. Зона чутко реагирует на состояние человеческой души. Важными условиями для преодоления Зоны и достижения цели, являются вера и детская чистота души и настоящая, выстраданная потребность в чуде и жажда подлинного счастья.

• Сталкер. В фильме – образ апостола, блаженного, он приходит в Зону как на свидание с тишиной и покоем. Он любит её и для себя ему ничего не надо, он проводник для других с бескорыстными желаниями. В книге Сталкер – мародер Зоны, он ищет и продает артефакты, торгует её загадками. Его задача, как зверя, выжить, полагаясь на чутьё и силу. В фильме, Сталкер много думает, философствует. Хотя отрицательные черты имеются у обоих: готовы пожертвовать другими ради достижения своей цели.

• Спутники сталкера. В фильме – два спутника. Сталкер ведёт двух спутников к комнате (профессор – научный материалист, писатель – мировоззрение художника, выродившееся в цинизм, Сталкер – это вера). В книге, разочаровавшийся в жизни, Сталкер идет лишь с одним молодым спутником, романтичным идеалистом.

Вера всех главных героев фильма подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают его. Не могут переступить её порог. Сталкер возвращается домой, разочарованный в людях. И главный герой книги, достигший шара, не может сформулировать своё заветное желание, разучившись за долгие годы мыслить и красиво говорить, только и повторил слова романтика о счастье… Счастье – это то, что объединяет всех героев, и в книге, и в фильме, они его хотели в глубине души…

Я не согласна, что в книге нет духовности. Как сказал Рыжий, обращаясь к Богу: “Вытяни сам из меня, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» “

И в книге, и в фильме, герои хотели изменить свою жизнь, которая им надоела, получить нечто новое, сокровенное. Их мучали вечные вопросы человека: «Кто я? Зачем живу? Что мне надо в этой жизни?» Ответили они себе на эти вопросы? Я не вправе судить. Каждый человек ответит себе индивидуально, нет единых ответов, каждый путник проходит маршрут по-своему…

Откровенно говоря, если бы Тарковский снял фильм непосредственно по книге, это было бы здорово! И люди его бы лучше восприняли, большинство простых людей, а не только высокообразованные. Ведь чему-то научить человека можно не только в сфере высших материй, а на самых примитивных бытовых вещах.

Но Тарковский на то и Гений, он не хочет как все, хочет нечто особенное, своё… И это здорово!! Он отразил новый мир, более высокий, духовный, культурный нежели материальный… И мы с ним познакомились и сравнили… И, оказывается, везде проблемы-то одинаковые, когда не в ладах с самим с собой и ни во что не веришь…

Ирина Петал   11.04.2019 16:22   Заявить о нарушении
В дополнение темы, опыт богословского прочтения кинофильма Димитрием Барицким http://www.proza.ru/2019/04/10/432 (эту статью читала несколько нет назад, сейчас нашла, себе в архив скинула)

Ирина Петал   11.04.2019 16:34   Заявить о нарушении
Не ожидала, Ирина, что Вы прочитаете и сделаете
такой серьезный анализ. Я сама уже немного подзабыла
книгу, надо кое-что вспомнить - перечитать.
Спасибо за труд! Было интересно узнать Ваше мнение.

Екатерина Усович   11.04.2019 21:13   Заявить о нарушении
Он рядом
Сергей Серафимкин

Ты ищешь Бога,
В радужных мечтах,
В течении
Струящегося
По каналам вен
Гранатового сока,
В иконах,
Населяющих,
Придуманный
Тобою
Храм,
В извилинах
Тобою прожитого
Срока.
А он всегда
Незрим,
С тобою рядом ,
Идёте вы
Одной тропой,
Одной судьбой,
Ты кормишь его ,
Как младенца,
Собственными
Мыслями,
И вербным соком.
И плачет он ,
Когда ты
Не в ладах
С собой.
© Сергей Серафимкин

Ирина Петал   11.04.2019 22:36   Заявить о нарушении
В книге Стругацких ещё много интересных моментов, персонажей, она ими более насыщена. В фильме мощнейшая философия. Честно говоря, давненько фильм не смотрела. Если вновь посмотреть кинофильм, ещё раз внимательно перечитать книгу, возникнут новые мысли, возможно, новые сравнения... Пожалуй, это и есть классика! Когда возвращаешься к старому увиденному/ прочитанному творчеству и находишь для себя нечто новое... :)) , оно заставляет задуматься...

Ирина Петал   11.04.2019 22:51   Заявить о нарушении
Смири себя. И Бог тебя простит.
И у́зришь естество в ином звучаньи,
И Звёздный мир, и дол сорастворит
В непостижимом таинстве молчанья.

Молчание, зовущее горе́…
Великим ладом полнится творенье.
И в свете звёзд, и в чуткости дере́в —
Во всём я узнаю́ Богоявленье.

Как близок Бог! Умом не разуметь.
Глаголом не коснуться дивной сути.
И только сердце не престанет петь,
Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден!

иеромонах Роман

Екатерина Усович   11.04.2019 23:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Катя.

Ирина Петал   11.04.2019 23:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Усович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Петал
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.04.2019