Рецензия на «Портрет Потрясающего Копьем. Часть Пятая» (Михаил Беленкин)
Анализируя шекспировские тексты, очень легко забыться и начать слишком плотно ассоциировать автора с его героями. Но раз вступив на эту соблазнительно-скользкую стезю, не так-то просто затем выйти из фальшивых джунглей выводов и предположений. Потрясающая убедительность образов может лишь свидетельствовать о колоссальном драматическом и актёрском даровании автора. Мне кажется, что Шекспира можно было бы, с определёнными оговорками естественно, назвать агностиком-атеистом. Во всяком случае, для меня лично, именно такие вибрации идут от ядовито-ироничных монологов Гамлета, например. Хотя опять же, не стоит забывать, что Гамлет - это герой, а драматург - это человек с огромным внутренним миром, населённым, силой его воображения, героями разного калибра и разных внутренних побуждений и движений характера. Опять о Гамлете и, скажем, его фразы: «Назовите меня каким угодно инструментом, – вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне вы не можете», – говорит он, обращаясь к Гильденстерну. Гамлет, похоже, не считает себя ни "инструментом" Бога, ни инструментом дьявола. Его мятежный, несмотря на "миллион терзаний" и сомнений дух не приемлит вообще никакой власти над собой. Мне очень близки рассуждения одного автора исследований о Шекспире: "Виттенберг, как колыбель протестантизма, откуда вернулся Гамлет, незримо присутствует в поведении главного героя и общей атмосфере трагедии. Дух Виттенберга – это буйные дискуссии во многом касающиеся Святого Писания, длившиеся днями и неделями, это слова, полные аллегорий и риторических красот, слова, которыми сражались, это философия стоицизма, проповедавшая счастье в свободе от страстей и фатализм, это рационалистический скептицизм, подвергавший сомнению, все, что не доказуемо, в том числе и веру. В Гамлете столкнулись христианство средневековья и антропоцентризм Возрождения, и в этой борьбе победу одерживает антропоцентризм и протестантский индивидуализм, близкий к мюнцеровскому рационалистическому мистицизму..." Ваша статья, Михаил - такая обширная почва для раздумий (не только о Шекспире), что её стоит читать и перечитывать. Громадный труд и определённо интригующе-интересное произведение. С уважением, Яков Яков Рабинер 19.06.2019 01:51 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |