Рецензия на «Дыхание по шагам» (Валерия Хелерманн)

Думаю, что рассказ вписывается в реалии сегодняшнего дня по многим причинам. Во-первых, страшные болезни, в том числе астма, почему-то плохо лечится в просвещённый наш век, напичканный новыми технологиями, продвинутыми врачами .
В рассказе: Лечащий врач « Играл в бога, продлил мучения, а не избавил от них, спланированная издёвка», - вспоминает ГГ.
Из жизни моей: Рядом живёт женщина, которая годами! принимает одни и те же лекарства и привязана к ингалятору. Невозможно без боли и содрогания смотреть на её лицо, слышать удушающий кашель и ждать, что воздуха вот-вот не хватит, чтобы продлить такую жизнь.
К рассказу: ГГ страдает от подобного недуга(Я не медик и не собираюсь уточнять симптомы, присущие такой болезни. На сайте появилась Татьяна Гищак, толково рассказывающая о многих болезнях. Спасибо ей за ликбез) .
Наркотики - ещё одна реалия нашей жизни. Тоже болезнь и тоже почти не лечится. В художественной форме, думаю, написать про такие болезни нужно иметь и мужество, и талант. Под наркотическое настроение пишутся стихи, музыка, песни, возможно, создаются картины, но, мне кажется, это всё произведения-однодневки, короче –разовые, как одноразовая посуда, шприцы и прочая «разовость», изобретённая не для долгого употребления.
Прозаический рассказ Оникса – явление не разовое, поскольку позволяет размышлять, спорить и находить ответы на многие вопросы, которые задаёт автор себе по ходу повествования и позволяет читателю задать свои вопросы. Считаю, что проблема излечения от этих болезней актуальна для нашего общества.
Во-вторых, с литературной точки зрения об этом рассказе также стоит поговорить. Есть о чём. Чувствуется, что автор пропустил многие состояния главного героя через себя, то есть что-то подобное пережил или очень близко наблюдал, иначе почему у меня, например, появилось чувство разобраться в своих впечатлениях от рассказа. Первые впечатления на эмоциональном уровне. Я их описала выше.
Художественно рассказ построен на противопоставлении образов ГГ и Кагами. Противопоставление по разным параметрам: по половому признаку, национальному, эмоциональному, цветовому, звуковому. Первые два параметра понятны без пояснений, а последующие попытаюсь пояснить.
Эмоционально ГГ и Кагами настроены на разные волны. Все эмоции, все чувства ГГ направлены на болезнь. Она «рулит» его эмоциями: по утрам паника, истеричный звук ногтей по тумбочке, несущее смерть нечто наседает на грудь, душит, осознание данности – гроб, могильная плита. «Вся моя жизнь –астма». Приговор самому себе поставлен. Ежедневный страх за жизнь. Страх – главная эмоция. И это состояние автор описал достоверно и художественно, иногда иронизируя над собой и окружением: «приветлив и порядочен с 6:30 утра и до гробовой доски». Приём иронии помогает нам лучше понять внутреннее состояние героя : «название лекарств длиной с указательный палец»; употребление слов сниженной лексики - «Море колупает гальку, жадно прячет камешки подальше»; яркие сравнительные обороты: город – длинная, словно хребет улица; вместо улиц – сектора, словно коридор больницы, в котором последняя дверь – морг. Он боится быть художником.
Эмоциональная палитра чувств Кагами другая: без лишних разговоров отняла ингалятор, дала глубоко затянуться, сразу задала непростые вопросы, на которые давно знает ответы: Не накидывался ни разу? Готов ли ты быть вечно смелым? Выплёвывает содовую. Пошли ко мне, будем кассеты слушать. Научила Лизу, сестру ГГ, курить. Эмоции выражены через действия. «Девушка карликовой породы – лидер…» Она мечтает, что её заберут пришельцы «покорять галактику». Она не замечает, как дышит. Свободное дыхание – её естественное состояние. Она была художником. «Ради себя, оттого настоящая».
Противопоставление цветовое: антиподы в одежде - ГГ – офисный стиль(белая рубашка, белые брюки).
Кагами – «куча цепей, пластиковые кулоны, чёрная футболка, дурацкая вязаная шапочка». В доме – «абсурдно чёрные стены». Чёрной краской разукрашивала аптечную стену.
Противопоставление звуковое: ГГ работает дома – молчаливый ноутбук, молчаливые соседи, немногословная сестра, приносящая стакан тёплой воды. У Кагами - сплошные фантазии: «Однажды пришельцы устроят в этом городе вечеринку тысячелетия. Лучшие звуковые усилители, наркотики, похожие на лизергиновую кислоту». В её доме постоянно звучат кассеты. Скорее всего музыка не лучшего качества, но очень громкая.
Но, говорят, противоположности притягиваются. В этих двух героях много общего, что их объединяло. Местные не любили, презирали, боялись героев: здоровались, но первыми никогда не кивали, шептались за спиной, неприкрыто разглядывали, «зрачки в спину становились едкими: глазами люди шипели, поджатыми губами кусали».
А герою « хотелось находиться рядом», а потом и « хочу тобой задохнуться». «С Кагами я рискнул вдохнуть жизнь поглубже. И она мне понравилась».
ГГ задаёт себе вопросы: « вульгарность, безумные выходки, всеобщее осуждение Кагами терпел. Почему?»
Композиция интересна в том плане, что протагонист(ГГ) получает от антагониста(Кагами) нечто такое, что заставляет его «прожить свою юность». Как я поняла, тогда, когда в его жизни на один-два месяца появилась Кагами, он до конца не понимал, что юность может быть такой – рисковой, непредсказуемой, бесшабашной, неправильной. Произведение строится на воспоминаниях, поэтому подробно не описано состояние героя в тот момент, оно передано с помощью сообщения, в тексте заключено в кавычки. Бесстрастный металлический голос в иносказательной форме сообщает о смерти Кагами. И этот приём для меня показался очень интересным и неожиданным.
Дальнейшие рассуждения автора в устах ГГ звучат философскими рассуждениями и жизнеутверждающими выводами: «Кагами никогда не была приспособлена к этому миру». « Кагами вложила в меня всё, что нужно для жизни».
Ещё хочется про второстепенных персонажей, которые не просто белый фон, они снова о том, что сближает этих героев: у ГГ – единственный близкий человек - молчаливая сестра. У Кагами - единственный друг Юдоку, кожа которого выделяет яды, и у обоих – «призрак маленькой девочки Ши в целлофановом пакете, чтобы видеть тело». Девочка Ши – символ жизни для ГГ, напоминание о встрече с другой, чувствующей с ним одно и то же.
Стиль этого автора не похож на стиль многого, чего я читаю на прозеру и на нашей странице.

Тамара Пакулова   31.10.2019 08:58     Заявить о нарушении
Валерия, здравствуйте. Отсутствовала некоторое время, поэтому только сегодня нашла ваше сообщение. Примите рецензию. И с благодарностью за рассказ

Тамара Пакулова   31.10.2019 09:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерия Хелерманн
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тамара Пакулова
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.10.2019