Рецензия на «9. Рекомендации тем, кто удумает почитать Джойса» (Санджак Марат Анатольевич)

Спасибо, Марат. Джойс пережил "конец века", в это крышесносящее время ему 18 лет. Улисса начал сочинять в 1914 году - мир залило кровью, он видел обрубки человечьих тел, легкие и мозг сжигал иприт. Сводящая с ума боль. Еще страшнее - бессилие. Его оружие - чернила и перо, его читатель - жертва и палач.

Александр Бокшицкий   14.11.2019 12:32     Заявить о нарушении
Джойс «созрел» для написания «Улисса» (1914-1921 гг.) до 1-й мировой – ему тогда было уже хорошо за тридцать - под сорок.
Не соглашусь и с тем, что «его читатель - жертва и палач». Уж слишком Джойс «элитный» писатель, чтобы так их разделять.
Опять же, «его оружие - чернила и перо» - с кем и за что Джойс сражался?! За Ирландию? – с очень большой натяжкой. И тем более, о Джойсе категорически не скажешь, что «чувства добрые…»

А, если честно, лично меня обсуждать самого Джойса и его творчество особо не тянет – от сравнений воздержусь.
Всего Вам, Александр Бокшицкий, доброго,

Санджак Марат Анатольевич   14.11.2019 13:44   Заявить о нарушении
Не хочу вам навязывать беседу на тему, что перестала вас интересовать, но не ответить не могу. Показалось, вы воспринимаете текст Джойса как личное оскорбление, как желание надругаться над главной и общей для нас с вами святыней - языком, предназначенным для пробужденья добрых чувств. Вы не ошиблись. Но это жест юродивого - убивающий и воскрешающий - единственно возможный в "конце века", в "конце истории", когда все слова сказаны, а при слове "культура" рука палача тянется к кабуре. Жест Пикассо, что пишет "Гернику". Жест Немировича-Данченко, его слова о пишущих правильно: "не совсем человеческий язык".

У греков и славян грех - непопадание в цель (Полный церковно-славянский словарь). Единственное желание всякого настоящего художника и юродивого - попасть. Что о них подумают и скажут палачи и жертвы, им с прибором.

Александр Бокшицкий   14.11.2019 16:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, не знал, что слово грех у древних греков буквально значило промах или ошибку, соответственно, цель жизни (нашей) по православию состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом.
Моё восприятие Джойса – кастеня (у Даля в статье КАСТЬ - мерзкий ребенок, пакостник, нечистый, который не просится).
Юродивого, на мой взгляд, очень точно передал Перов в одноименной картине. В Киевском музее русского искусства во время посещения подолгу стою перед ней.
Хорошо сидим!

Санджак Марат Анатольевич   14.11.2019 19:06   Заявить о нарушении
В Киеве пацаном был, тетка там жила, запомнилась рыбалка с братом на Днепре. Насчет Джойса понимаю - и мне он сразу не зашел, 3 года откладывал. И, кажется, именно тогда прочитал "Смех в Древней Руси" - Лихачев, Панченко, Понырко. Там интересная статья о юродстве как части нашей истории, культуры, литературы. Не зная этой части, не понять состояние Гоголя, Григория Сковороды, Пушкина, Толстого и т.д. Содержание произведения понятно, состояние не передается, или передается, но не то.

"Конец истории", Марат. Если расковычить, забыть о философии, конец истории - коан, индивидуальная для каждого задачка, правильные ответы в конце учебника успокаивают, но априори ложны. Решить коан с серьезным выражением лица еще никому не удавалось.

Александр Бокшицкий   14.11.2019 20:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Санджак Марат Анатольевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Бокшицкий
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.11.2019