Рецензия на «Совсем не литературная критика» (Надежда Андреевна Жукова)
Уважаемая Надежда Андреевна! Конкурсную работу, упомянутую в вашей статье, читала. В Интернете рассуждают по поводу картины и искусствоведы, и школьники, и просто любители. Мнения не однозначные. Восприятие у людей разное, и они по-своему трактуют своё видение. Кроме того, качество репродукции в Интернете не позволяет уловить настроение Пушкина, его эмоции, но это не означает, что можно бросаться словами, эпитетами. Допущена небрежность в оформлении текста и читатель воспринимает описание внешности Пушкина, пренебрежительно брошенное слово «поэтишка», исходящими от автора, а не как вложенное в чьи-либо уста и мысли. В конкурсной работе автор пишет: у Пушкина «взгляд, как у затравленного зверя», но многие исследователи пришли к однозначному выводу – «гневный взгляд, желание мести». Кто-то видит ревность, гордость за красавицу-жену, но ни один исследователь не написал, что «взгляд, как у затравленного зверя». Возникло противоречие. По мнению автора рассказа, Пушкин с женой не уезжают с бала, а наоборот, приехали и скоро поднимутся по лестнице. Затравленный взгляд, гневный взгляд перед балом? Пушкин не предполагал, что случится на балу. Я верю современникам художника Н. П. Ульянова, но и они могли вольно истолковать замысел художника. В книге «Пушкин в 1937 году» приведены материалы Всесоюзной пушкинской выставки, организованной на столетие со дня смерти поэта. К. С. Петров-Водкин (1878-1939) в статье «Пушкин и мы», вошедшей в книгу, пишет: «Преддуэльный мотив был несколько драматизирован и в лучшем, по признанию критики, произведении на Всесоюзной пушкинской выставке, большой картине-портрете Н. П. Ульянова «У лестницы» («Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу», 1935–1937). По замыслу самого художника, «эта лестница ведет Пушкина к Черной речке» (Ульянов Н. П.У дворцовой лестницы //Советское искусство.1937. 11 февр.)» Тем не менее, слова К. С. Петрова-Водкина вольно трактуют: «По мысли художника, «через минуту начнется восхождение по лестнице вверх, в анфиладу дворцовых зал. Эта лестница ведет Пушкина к Чёрной речке, к месту его последней встречи с Дантесом», - к гибели (Кукрак С. Пушкиниана художника Николая Ульянова // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 15, 16, 17, 18)». «Эта лестница ведет Пушкина к Черной речке» – не означает, что Пушкин поднимется по лестнице. Остальные персонажи картины спускаются вниз, а не поднимаются вверх. Пушкиных провожают взглядом, а не встречают. Логично предположить, что Пушкины спустились и подошли к зеркалу, потому что оно было напротив лестницы. И это уместно. Если они не спускались с лестницы, то надо было специально свернуть к зеркалу. Автор конкурсного рассказа не сказал самого главного. А главное в том, что «художник хочет показать зрителю, что поэт находится по другую сторону стены, разделяющей народ и знать. В его резком профиле, гневном взгляде, брошенном через плечо, ощущается «жажда мести» доведенного до предела в своей ненависти поэта». (Г. Дятлева, К. Ляхова. Мастера портрета). На мой взгляд, надо бы отразить, развить идею, что вся знать находится по другую сторону, отражается в зеркале и только Пушкин в реальности. Спасибо, Надежда Андреевна, за неравнодушие! Поддерживаю вашу статью. С признательностью Катерина Крупка 08.12.2019 10:14 Заявить о нарушении
.
С добрым вас утром, Катерина! Вы так эмоционально отозвались! Так всесторонне обсуждали! Поэтому я осмелюсь вам посоветовать переработать эту рецензию в миниатюрку и разместить её на наших прозарузовских страничках. Что до Пушкина... Когда-то, после революции, когда обсуждались вопросы о том, какой должна быть советская школа, как воспитывать подрастающее поколение, когда решали, кого из писателей ввести в программу, кого печатать, биографию поэта сильно изменили и полностью переставили акценты. Поэт работал в разведке и контрразведке России, имел генеральский чин. Это от нас скрыли. Но сегодня уже открываются правдивые страницы, но мы машем руками, затыкаем уши и слышать не хотим. Сейчас множество в интернете новых интересных и противоречивых сведений о Пушкине. Но "специалисты" не желают это читать. Они продолжают лезть в постель к Александру Сергеевичу и фантазировать на основе тех сведений, которые им вдолбили в головы ещё в школьные годы. Я никогда не верила, ещё пацанкой, что поэт был тем безмозглым курёнком, которого можно было раздразнить, а потом подстрелить. Из его писем и произведений встаёт личность цельная, больше, мощная, интересная и глубокая. Спасибо за рецензию. С уважением Надежда Андреевна Жукова 08.12.2019 10:14 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |