Рецензия на «При истоках вод. Глава третья. Подглава 1» (Ирина Шаманаева)

Прочитал начало повести. Чувствуется хорошее знание уважаемой авторшей европейской культуры и быта середины девятнадцатого столетия.
Один из главных героев повести - протестантский пастор Жан Декарт. Авторша ему, несомненно, симпатизирует, и старается, чтобы читатели разделили ее симпатию, но для меня он не совсем понятен.
Протестантских пасторов я представлял себе глубоко верующими и набожными людьми, но Жан Декарт, он верующий или атеист? Для пастора это, все-таки, немаловажно. Декарт производит впечатление скорее атеиста, но как тогда он стал протестантским пастором? Неужели европейские протестантские общины уже и в то время находились настолько в глубоком кризисе и упадке, что даже на пасторских кафедрах оказывались почти неверующие люди?
Если же Жан Декарт все же верующий протестант, то почему тогда он является таким горячим патриотом не протестантской же Германии, а католической Франции? Мне кажется, Декарт немножко неблагодарен к Германии. Ведь во Франции его предки подвергались жестоким гонениям и преследованиям, а позже, и вовсе, были изгнаны, как еретики, в то время, как Германия приютила их в трудный час и немецкие единоверцы приняли их у себя как братьев. Так что в конфликтах Декарта на национальной почве с супругой, я больше на ее стороне.
К тому же, если Жан Декарт не может поддерживать мир и любовь даже в собственной семье, то как он собирается быть руководителем и пастором целой городской общины? Ведь он должен быть для нее примером, в том числе и в семейной жизни.

Надеюсь, мое замечание, при всей его личной пристрастности, только поможет сделать персонажей этой любопытной повести более понятными для интересующихся европейской христианской культурой читателей.

Евгений Благоев   22.12.2019 16:47     Заявить о нарушении
Евгений, большое спасибо за ваш отзыв, прочитала с огромным интересом и удовольствием. Отдельное спасибо за внимание к этой теме, потому что этот исторический период - не из самых известных и популярных, да и интерес к христианской культуре, особенно к протестантизму, встречается довольно редко. Вы очень точно подметили коллизию, связанную с этим персонажем. Он стал пастором против своего желания, ему хотелось заниматься совсем другими вещами, - но авторитет его отца, доктора богословия, плюс личное обаяние и образованность повлияли на выбор общины. Он не атеист в полном смысле слова, он по крайней мере чувствует и понимает красоту сверхъестественного. Я думаю, он даже любит идею Бога, он деист, что вполне согласуется с интересом к философии и науке, но, конечно, не догматик и не ортодокс. И он сам понимает, что пастор из него так себе, и пытается что-то с этим делать. Я сейчас дописываю следующую главу - в ней он уже окончательно примиряется со своей службой и начинает размышлять о вере - зачем она нужна и что вообще дает. Я согласна с вами, что, наверное, в самом начале нужно более убедительно аргументировать, как и почему этот человек вообще оказался пастором, однако в дальнейшем этот образ еще раскроется и подоплека его поступков станет более понятной.
И хоть он мне, безусловно, симпатичен (а уж как я его понимаю в любви к Ла-Рошели!), в его конфликте с женой я вовсе не на его стороне. Амели Декарт по характеру, что называется, тяжелый человек, поэтому, наверное, читатели симпатизируют ей меньше, но мне как автору они оба одинаково дороги и я их обоих понимаю. Она тоже все это выбрала не по своей воле и обманулась в ожиданиях. У ее мужа есть Ла-Рошель, наука, друзья, а у нее практически ничего нет, кроме детей и долга, но она старается вести себя достойно. Семья у них далеко не идеальная, но ведь и пасторы тоже люди и человеческое им не чуждо). К тому же в первых главах они женаты еще не очень много лет, потом оба станут мудрее и многое у них наладится.
Что касается патриотизма - тут да, все очень неоднозначно. Жан-Мишель Декарт первый в роду носитель внутреннего конфликта между Blut и Boden, кровью и почвой - он француз, родился в Германии, но выбирает Францию родиной и по праву крови, и по праву любви. О благодарности он действительно не думает, это вообще не в его характере. Внутренний разлад перейдет потом по наследству и к его сыну Фредерику, он, француз по рождению, будет много размышлять о своей немецкой крови и о принадлежности к немецкой культуре, и поскольку он совсем другой человек и ему как раз благодарность очень свойственна, он найдет способ примирить в себе эти два начала. Но до этого еще далеко ))
Еще раз спасибо за отзыв, заставляющий задуматься. Буду работать над более убедительной аргументацией. У меня-то план есть, и я знаю, как персонажи эволюционируют в следующих главах, а вот для читателей это по трем главам еще может быть не очевидно.

Ирина Шаманаева   22.12.2019 18:16   Заявить о нарушении
Благодарю за исчерпывающий ответ. Буду только рад, если Жан Декарт станет набожным и благочестивым пастором, потому что, согласитесь, было бы немножко странно прочитать повесть о жизни Ла-Рошельской религиозной общины и не встретить на ее страницах ни одного верующего.

К сожалению, моя собственная страница на сайте сейчас пустая и заброшенная. Постараюсь в будущем это исправить.

Поздравляю вас с наступающим Рождеством и Новым Годом

Евгений Благоев   26.12.2019 20:50   Заявить о нарушении
Евгений, спасибо, и вас с наступающим Новым годом!
Наполняйте страницу, мне интересно было вас почитать, зашла, а там пусто.
Я выложила следующую главу. Там не о пути пастора Декарта к вере, а скорее о примирении. Главный герой все-таки Фредерик Декарт, и главная идея - его становление как будущего ученого-историка. Но судьба его отца мне тоже интересна и важна, и я буду к ней обращаться, хотя фокус все больше будет смещаться на сына.

Ирина Шаманаева   28.12.2019 12:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Шаманаева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Благоев
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.12.2019