Рецензия на «Этимология хеттских богов» (Тезан)

Всё это любопытно, уважаемый Тезан. Однако самоназвание хеттов - несситы. Справедливо это отметить. То есть "носатые" (что хорошо заметно и по этрускам). В Европейском Заполярье (НАО) есть поныне река Несь и село там одноименное. Порода "носатых" в тех краях тоже присутствует, частично оненеченная.

Varuna – Варуна (др.-инд.) - почему не санскрит? Варуна, как и Яма (Ямарадж), как и Агни - персонажи Вед. Как лингвисты боятся определения "санскрит", просто табу.

Любовь Царькова   27.12.2019 17:08     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь !
Вопрос, конечно, интересный. Хотя несситы – самоназвание хеттов, это слово (носатые) к хеттам не относится. Если даже предположить, что несситы – это носатые, то это самоназвание относится к хаттам – прахеттам, которых условные хетты (индоевропейцы) завоевали. Предполагается, что хетты пришли с Балкан. Завоевав хаттов индоевропейцы приняли фактически их название (хетты- от хаттов). От известного турецкого археолога Акургала действительно известно по антропологическим данным, что хаты были носатые, так они были изображены на фрески с изображением и надписями битвы при Кадеше (границы Хеттского и Египетского царства). Однако, хеттов археолог Акургал идентифицирует как отличных от носатых хаттов с современным арменоидным типом лица
«Это шедевр хаттского искусства. Крупный „римский нос“ статуэтки из Хасаноглана отражает этнический тип жителей Анатолии того времени». [Акургал], но римский нос – не кавказский нос. Судя по скульптурам известным римлян и простых римлян на кладбищах, у римлян были простые курносые носы как у славян. Римский нос – это скорее идеализированный греческий нос. Судя по фрескам этрусков, лик этрусков был самым разнообразным с преобладанием греческого типа, но есть типажи чисто славянские (на могиле леопардов). Есть фреска, где два этруска в полосатых штанах, заправленных в сапоги, в кафтанах сидят друг против друга, как два Петрушки.
Что касается носатых среди ненцев в Заполярье и сравнении их с хеттами – это по части Чудинова.
Санскрит – Sanscrit > samo-scripenie – само-скрипение (слав.), т.е. искусственный язык на основе более древнего индийского языка. Может, поэтому лингвисты его и не любят, как носящий заимствования из других языков, в частности, славянского, список этих заимствований есть в книге А. Драгункина «5 сенсаций».

Тезан   29.12.2019 15:51   Заявить о нарушении
Браман Тилак "Северная прародина в Ведах". Книге более 100 лет. Арии пришли с Севера и сам-скрыт (язык жрецов) принесли. Миграция давно изучена комплексно. Какой "древний индийский язык", уважаемый? В Индии на санскрите никто не говорит, кроме единиц браманов. Однако молодожёны выходят на улицу и муж поднимает перст в небо со словами: "Видишь Полярную звезду, обещай следовать за мной, как за ней - звёзды". Это при том, что там Полярная - под горизонтом! Но обычай свят, как и запись о бракосочетании брамана на ...бересте!

Любовь Царькова   29.12.2019 22:22   Заявить о нарушении
«Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер. 2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан. Один из ранних представителей индоевропейских языков, находящийся в ближайшем родстве с древнеиранскими языками (авестийским и древнеперсидским), составляя вместе с ними индоиранскую языковую общность.
Древнеиндийский язык представлен двумя литературными формами:
1.Более древняя называется ведийский язык
2. На её основе в середине 1-го тыс. до н. э. сформировался санскрит.» [ВП]
Если Вас не удовлетворяет Википедия, то предлагаю определение из БСЭ.
«Древнеиндийский язык, язык древнейшего арийского населения Индии. Д. я. принадлежит к числу ранних представителей индоевропейской семьи языков (её восточной ветви). Родствен древнеиранским языкам (авестийскому и древнеперсидскому). Арийские носители Д. я. начали вторгаться в северо-западную Индию (видимо, с середины 2-го тысячелетия до н. э.), а затем частично и в южную Индию. При этом Д. я. заимствовал ряд элементов автохтонных языков (дравидских, мунда). Принято различать в Д. я. 2 основных периода - ведийский и санскритский. Наиболее ранние памятники Д. я. - собрание священных гимнов Ригведа и др. собрания ведийских текстов (см. Веды). На Д. я. возникла и развилась огромная литература религиозно-философского, научного, юридического содержания, а также были созданы выдающиеся памятники прозы, драмы, лирики. Д. я. в форме санскрита получил распространение в ряде стран Юго-Восточной Азии, в Центральной Азии. Он достаточно широко используется в Индии как язык религии, философии, науки, являясь одновременно источником обогащения современных индо-арийских и дравидийских языков. = Язык ранних ведийских текстов отличается от санскрита меньшей унифицированностью и нормативностью, обилием вариантов, более богатой системой глагольных форм, архаизмами в склонении, спряжении, синтаксисе и лексике; но фонетические черты ведийского языка и санскрита обнаруживают большое сходство. Санскрит, как язык «обработанный» и нормализованный в трудах древнеиндийских грамматиков, характеризуется устранением многих архаизмов и исключений, упрощением системы категорий и парадигм. Особенно унифицирован классический санскрит, в меньшей степени - эпический санскрит. Несомненно, существовали и другие древнеиндийские диалекты, не получившие отражения в текстах. О них можно судить по тем среднеиндийским языкам, которые явились результатом эволюции этих диалектов. Исследования Д. я. были основным стимулом к созданию в начале 19 в. сравнительно-исторического метода в языкознании и сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. = Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Санскрит, М., 1960; Бюлер Г., Руководство к элементарному курсу санскритского языка, пер. со шведск., 2 изд., Львов, 1960; Renou L., Grammaire sanscrite, v. 1-2, P., 1930; его же, Grammaire de la langue vedique, P., 1952; его же, Histoire de la langue sanscrite, Lyon-P., 1956; Wackernagel J., Debrunner A., Altindische Grammatik, Bd 1-3, Gott., 1930-57; Edgerton F., Buddhist hybrid Sanskrit. Grammar and dictionary, v. 1-2, New Haven, 1953; Bohtlingk O., Sanskrit-Worterbuch, Bd 1-7, St. Petersburg, 1855-75; Mayrhofer M., Kurzgefasstes etymologisches Worterbuch des Altindischen, Bd 1-3, Hdlb., 1953-68. = В. Н. Топоров.» [БСЭ]

Тезан   30.12.2019 10:28   Заявить о нарушении
То есть санскрит, принесенный с Севера ариями. http://www.proza.ru/2012/12/03/1703

Любовь Царькова   30.12.2019 11:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тезан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Любовь Царькова
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.12.2019