Рецензия на «Проблема формирования современного человека» (Александр Ляхов)

Хорошую тему подняли, Александр!

Образование в России действительно переживает кризис. В нём сегодня правит хаос.
И происходит это, в основном, потому, что наша система образования строится без юридической и социальной ответственности тех, ради кого она существует.

И чтобы исправить положение, необходимо вернуться к общественно утилитарной концепции образования людей в условиях демократии и рыночных отношений.

Нельзя навязывать обществу только типы образования, которые были актуальны в античную эпоху, когда образование было преимущественно военным, основывалось на духовных способностях и не служило целям заработка. Недостаточно ограничиваться и сословными рамками, характерными для царской России. Нельзя применять только советские стандарты, которые в будущем не дают возможности быть востребованным в обществе, где наряду с базовыми предметами( математика, знание языка, история, физика и пр.), важны, прежде всего, такие науки как психология отношений, маркетинг, менеджмент, технические предметы.

Мне кажется, все описанные вами проблемы быстро исчезнут, когда будет внедрён плюрализм образования с главной задачей- сделать так, чтобы каждый ребенок, получив необходимую сумму знаний, долгое время потом был бы полезен в обществе как профессионал своего дела. И мог бы, благодаря этому, хорошо зарабатывать, чтобы содержать и себя, и семью, и даже заниматься благотворительной деятельностью.

Образование должно строиться по государственным, корпоративным, отраслевым, частным заказам, чтобы каждый получивший его, был обеспечен работой. Образование должно быть многолинейным, чтобы каждый мог выбрать близкое его душе направление учёбы по заказу. Образование должно строиться и на науке, и на опыте, чтобы в любом деле мог реализоваться истинный, а не видимый профессионализм как на государственном, так и на частном предприятии.

Когда по-настоящему начнёт работать общественно утилитарное образование, все эти, описанные вами проблемы, отпадут сами собой. Общество начнёт вырабатывать для своего будущего нужных профессионалов, а творческая конкуренция- учёных и гениев. Мне так кажется почему-то.

Владимир Щеблыкин   06.01.2020 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Ваши идеи и предложения интересны и могут обсуждаться. Но как мне видится основная проблема гораздо глубже.

Происходит процесс качественной трансформации человека.Может быть уже даже имют место физиологические изменения. У современных детей существенно меньше развита память чем у детей предыдущих поколений. У современных детей практически утрачены когнитивные способности.Совремнные дети не умеют фантазировать, то есть планировать будущее. Все представления о будущем связаны с медийными шаблонами.

Предлагаемая вами ранняя специализация ребенка, широко пропагандируется и внедряется сегодня. Это не позволяет человеку развится в полноценную личность.

Эту технологию можно сравнить с технологиями применяемыми в животноводстве. На одних фермах выращивают цыплят бройлеров, на других кур несушек, на третьих проводят элитный отбор.

Это, по-видимому, и есть конец света. Человеку не дают развиться и сформироваться как полноценной личности и человека лишают свободы выбора.

Свобода выбора человека на основе реально достоверной информации, есть основное качество определяющее человека.
Если нет свободы выбора, то человека просто нет. Есть некий инструмент, биологический механизм.

Александр Ляхов   07.01.2020 13:05   Заявить о нарушении
Александр, похоже, Вы неправильно поняли то, что я написал в комментарии.
И рассуждаете, извините, как-то несобранно.

Если бы я завёл речь о необходимости возрождения ранней специализации, то так бы и написал. Тем более, что в советское время, когда я учился в школе, она действовала достаточно исправно и приносила свою пользу для общества того времени. Но я не написал об этом ! Потому что в России сегодня практически нет современного и массового производства, мало инновационных сфер. Кого и для чего специализировать сегодня в таких условиях? Грузчиков на складах? Так там собираются внедрять роботов. Водителей такси, художников? Так у нас, и без уймы общеобразовательных школ , существует масса автошкол, художественных училищ, школ авторского мастерства. И выбор прекрасный. Но даже при этом массы художников и водителей бедствуют. Токарей? Так в РФ нет такого количества заводов, чтобы вводить специальные предметы.

Вчитайтесь в смысл того, что я написал: « Мне кажется, все описанные вами проблемы быстро исчезнут, когда будет внедрён плюрализм образования с главной задачей- сделать так, чтобы каждый ребенок, получив необходимую сумму знаний, долгое время потом был бы полезен в обществе как профессионал своего дела. И мог бы, благодаря этому, хорошо зарабатывать, чтобы содержать и себя, и семью, и даже заниматься благотворительной деятельностью.
Образование должно строиться по государственным, корпоративным, отраслевым, частным заказам, чтобы каждый получивший его, был обеспечен работой. Образование должно быть многолинейным, чтобы каждый мог выбрать близкое его душе направление учёбы по заказу. Образование должно строиться и на науке, и на опыте, чтобы в любом деле мог реализоваться истинный, а не видимый профессионализм как на государственном, так и на частном предприятии.»

Многолинейное по направлениям и плюралистичное по методикам образование, как раз, и даст нашим детям свободу выбора учителей и «пакетов знаний», которые помогут получить профессии, нужные обществу сегодня и завтра, и послезавтра. Чтобы полноценно жить, а не строить из себя умствующего литератора на свинарнике или на молочной ферме.

А поскольку оно, образование, будет основано строго на научной литературе, а не интернет-сайтах и околонаучных книгах всяких недоумков, тщеславных хайперов и шарлатанов, оно и будет основано на достоверной и реалистичной информации, как хотите Вы.

А Вы иронизируете, утверждая, что «Эту технологию можно сравнить с технологиями применяемыми в животноводстве. На одних фермах выращивают цыплят бройлеров, на других кур несушек, на третьих проводят элитный отбор.» Ваше высказывание, Александр, отправлено не по адресу!

Да, узкая специализация, как показала негативная практика США, чревата проблемами «узколобия», когда хороший юрист двух слов не может связать об иностранном авторе, или о греческих языческих богах, или когда Иран путают с Ираком, или когда не могут даже показать на карте, где же находится демонизируемая газетами Россия. И я на таком типе образования не настаиваю. Но, согласитесь, и институт благородных девиц в условиях, когда нужны тысячи токарей, операторов машинного доения, тоже даёт в итоге неполноценную личность!

Образование должно давать такой объём знаний, чтобы бывший выпускник школы мог ориентироваться в обществе и в мире. Для этого в РФ уже формируются необходимые стандарты начального и среднего образования. Но при этом, у школьников с детства должна быть возможность специализироваться, чтобы потом сразу после школы, он мог работать, и хорошо зарабатывать. Не тупым грузчиком, а, как вот элитные дети, - композитором, или танцором, или артистом цирка, или, что попроще, но тоже важно- парикмахером, водителем автомобиля, таксистом, программистом ПК, ремонтником бытовой техники. А если он примет дела отца-предпринимателя, то хорошо бы, если бы к этому моменту он уже знал основы маркетинга и менеджмента.

И выбор предпрофессиональных направлений должен быть большой – от, так сказать, приземистых, сугубо практичных дел, не требующих глубоких знаний, до искусства и духовных занятий.

Вот для чего нужна многонаправленность образования и многовариантность методик преподавания при строгой опоре, конечно, только на научную базу, а не на всяких околонаучных дилетантов.

В этом мнении мы с Вами, похоже, едины. Почему же Вы так иронизируете?

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:07   Заявить о нарушении
Но и сам фактор свободного выбора было бы глупо идеализировать. Мы можем выпустить 100 миллионов всезнаек, свободно болтающих на английском по любой теме- от астрономии до физиологии клеток, от специалистов по архитектуре средневековой Европы до специалистов по религиям. Но ориентироваться надо на потребности и жделать прогнозы- как краткосрочные, так и средне- долгосрочные.

Этот вопрос надо рассматривать по принципу актуальности. Например, в 2021 году государство на будущий год возьмется оплачивать миллион учителей по предмету для старшеклассников - " Специалист по ремонту бытовой техники". А на 2022й, в связи с ростом экспорта сельхозпродукции потребовалось обучить 10 миллионов старшеклассников по предмету " Технология выращивания моллюсков".

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:27   Заявить о нарушении
Поэтому получается, что ко всему прочему, образование, при консервативном наборе обязательных знаний ( основных для начальных и средних школ предметов) должно быть гибким и изменчивым, должно планироваться обществом.

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:30   Заявить о нарушении
Извините. Есть принципиальный вопрос по которому мы с вами расходимся. Вы относитесь к образованию утилитарно.

"Образование должно строиться по государственным, корпоративным, отраслевым, частным заказам, чтобы каждый получивший его, был обеспечен работой. Образование должно быть многолинейным, чтобы каждый мог выбрать близкое его душе направление учёбы по заказу. Образование должно строиться и на науке, и на опыте, чтобы в любом деле мог реализоваться истинный, а не видимый профессионализм как на государственном, так и на частном предприятии.

Когда по-настоящему начнёт работать общественно утилитарное образование, все эти, описанные вами проблемы, отпадут сами собой. Общество начнёт вырабатывать для своего будущего нужных профессионалов, а творческая конкуренция- учёных и гениев. Мне так кажется почему-то".

Я же ценность образования вижу в человеке, в личности. Образование позволяет человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ. Расширив известную цитату, можно сказать "ЧЕЛОВЕКОМ стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".

"Жизнь, личность каждого человека единственна и неповторима. Еще одна цитата.
Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое прошлое".

Александр Ляхов   07.01.2020 14:38   Заявить о нарушении
Ну, уважаемый, мы ведь с Вами говорим пока только о школьном образовании, так? А чтобы углубляться в нужную научную информацию, - для этого есть техникумы, вузы, аспирантуры, академии. Да и без всего этого, если хочешь стать полноценным, как пишете Вы, человеком, у молодёжи есть ещё и многие годы впереди. И библиотеки с картотеками, и библиографии в книгах, где учёные советуют заинтересованным что ещё можно почитать по теме.

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:42   Заявить о нарушении
Другое дело - возможности карьерного роста. Это уже, конечно, отдельная тема. Сегодня почти все вузы поражены клановостью, как впрочем, и общество. Правящие шайки старпёров или шайки этнические, родовые никакого ходу не дают там одарённым, способным личностям только потому, что те умнее и независимее.

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:45   Заявить о нарушении
Мне понравился заголовок вашей миниатюры и то, что Вы подняли актуальную тему. Но эта тема требует гораздо более глубокого анализа и справедливого подхода. Давайте, если хотите, подумаем и поспорим на заранее обозначенные темы образования! Без межличностых перепалок, культурно и умно! Я думаю, это привлечёт многих читателей.

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:49   Заявить о нарушении
Если согласны, жду от Вас письмо. Тут, в отзывах, о планах писать не стоит.

Владимир Щеблыкин   07.01.2020 14:51   Заявить о нарушении
Владимир я ни в коей мере не хотел вас как-то обидеть. Мне очень приятно общаться с заинтересованным человеком.

Два слова о себе. Я доцент "кафедры теоретической, компьютерной и эксперементальной механики" Нижегородского государственного университета. Около 25 лет я являюсь куратором секции "Математика" городского научного общества учащихся НОУ.

Эта заметка появилась как некий черновик заказанной статьи для местного педагогического сборника. Я очень опасаюсь, что она будет отвергнута, за открытый анализ ситуации. Все на "кухнях" (в переносном смысле) говорят об этих проблемах цифровизации общества и образования, но открыто заявить не решаются.

у меня на страничке есть еще несколько статей по этой проблематике. "Деградация человек","Потерянное поколение. Опускаются руки..."."У вас проблемы? Для чего нужна математика"

Александр Ляхов   07.01.2020 15:18   Заявить о нарушении
Есть еще одна заявка на статью в газету. Но требуется позитивный выход. Как противостоять негативным процесам связанными с цифровизацией? Какие реальные результаты есть при работе со школьниками в рамках НОУ?

Александр Ляхов   07.01.2020 15:21   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр! Никаких обид! Мне интересно общаться с Вами. А в последнем предложении я имел в виду что-то вроде интервью. Я бы как журналист, задавал бы Вам вопросы, а вы бы отвечали. Но сначала мы бы это сделали в личной переписке, а потом бы, согласовав, опубликовали интервью. Потому, что дискуссии, споры всегда интереснее занудных статей.

Владимир Щеблыкин   08.01.2020 16:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Ляхов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Щеблыкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.01.2020