Рецензия на «О фильме Собачье сердце» (Олег Маляренко)

Фильм талантлив, книга талантлива, режиссер талантлив, игра актеров замечательна...

А сам фильм - архивреден.

Потому что сегодня является мощным идеологическим аргументом в пользу СОЦИАЛЬНОГО РАСИЗМА. (См.мою статью "О социальном расизме" на "Прозе" http://proza.ru/2018/08/10/964).

Рабочие, считающие, что с их мнением и интересами тоже надо считаться - "дети Шарикова", меня, наверное, назовут "дети Швондера"...

Лет 20 назад в полулегальном журнале "Марксист", издаваемом одной троцкистской организацией под названием "Марксистская рабочая партия", была статья, посвященная пьесе "Собачье сердце". Там авторы оправдывают Булгакова, доказывают, что сам Булгаков "не это имел в виду", что Шариков - карикатура не на пролетария, а на люмпена, а Швондер -карикатура не на революционера, а на... Даже если так, сегодня это не имеет значения, потому что ни пропаганда, ни обыватель в эти тонкости не вникает и вникать не собирается. И на любые разговоры о равенстве и социальной справедливости в ответ слышишь: "Дети Шарикова!".

И правильно эту пьесу еще в 20-е годы запретили: зря моя бабушка возмущалась.

Ваша власть, конечно, сейчас протестовать бесполезно. Но мое отношение к власти, строю, и к произведениям вроде "Собачьего сердца" от этого не меняется.

Сергей Столбун   26.04.2020 11:11     Заявить о нарушении
Безусловно, фильм весьма талантлив.
Для сравнения я нашёл в Сети итальянский фильм с тем же названием 1976 года выпуска. Довольно посредственный, где достойно сыграл только профессор, Шариков - просто шут, а остальные - никакие.
Я согласен с тем, что Шариков - карикатура не на пролетария, а на люмпена, а Швондер -карикатура не на революционера, а на приспособленца. Подлинное отношение Булгакова к героям своей повести неизвестно, но нужно учитывать время её написания, когда уже действовала цензура, которая и победила. Сравнение повести с современностью весьма условно.
Интересно, что коммунист Бортко в своём фильме несколько отошёл от своих убеждений, став на сторону Преображенского, которого можно отнести к буржуазии.
Вашу статью почитаю, но убеждён, что в фильме нет никакого социального расизма.
Фильм никого не оставил равнодушным, а трактовать его можно по-разному.

Олег Маляренко   26.04.2020 11:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Маляренко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Столбун
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.04.2020