Рецензия на «Отзыв на документальный роман Правый руль» (Вера Чижевская Августовна)

Очень жаль, что Сайт не позволяет делать выделения: курсив, жирный шрифт, красная строка... Текст смотрится как одно целое. Цитаты, которые хотелось бы видеть выделенными, многое теряют.

Вера Чижевская Августовна   12.12.2020 19:42     Заявить о нарушении
Так и тянет начать свой отклик словами: «Я не читал Василия Авченко, но…» Нет, не осуждаю, но меня настораживает его отношение к теме «правого» руля.
Да, поначалу в 80-е, а затем в «лихие» 90-е появились в Приморье праворульные авто. Люди привозили их из Японии, а государство смотрело сквозь пальцы на то, что в их устройстве не всё соответствовало отечественным стандартам. Потом (как всегда) это самое государство (Москва) спохватилось и стало налагать запреты, а люди, привыкшие к своим японским лошадкам возмутились: «Как же так!..» Они даже поговорки сложили типа: «Сердце – слева, руль – справа» или «Хороший руль левым не назовут». Я так понимаю, что все эти возмущения носили прежде всего экономический характер: «Мой автомобиль, я его купил! С какого перепуга я должен от него избавляться?..» Если б тогда людям дали взамен такие же хорошие и надежные машины, но с левым рулём, они бы сразу успокоились и – разъехались в разные стороны. Но никто им ничего давать не собирался. Зато нашлись другие люди, которые стали писать: «Не безопасность и даже не защита мифического отечественного автопрома, а борьба с инакомыслием стала основным подспудным мотивом борьбы Кремля с «правым» рулём. «Правый» руль не вписался в вертикаль власти своей инаковостью. Он стал ересью новейшего времени, как двуперстие у староверов. И с таким же религиозным фанатизмом его начали выдавливать». Во как!
Хорошо, а если б какие-то автомобилисты начали ездить по левой стороне дорог (как в Японии), а гаишники принялись за ними гоняться – тоже борьба с ересью?..
Дело в том, что у каждой страны свои традиции. Россия, например, стала одной из первых в мире, где правила движения по одной определенной стороне дороги были закреплены законодательно еще в 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны. Дело в том, что пешеходам с грузом на правом плече было проще расходиться левой стороной, а возничим проще управлять запряженной лошадью более сильной, правой рукой. Зато в Японии самураи носили свои мечи-катаны – на левом боку, заткнув ножны за пояс, а для начала поединка между знатными воинами было достаточно легкого касания оружием, поэтому, чтобы исключить лишнюю резню, все стали передвигаться по левой стороне дорог.
Но это так – к сведению. А еще к тому, что традиции – основа любой национальной идентичности. Так что, давайте, будем жить по принципу: «Где сердце, там и руль».
Теперь по поводу «необыкновенного отношения» автора книги к автомобилю. «Одушевление машины», как фигуру лирической речи, я могу принять. Но говорить о ней как о «другой форме жизни»… Ведь так незаметно мы можем прийти к искусственному интеллекту. Уже приходим. В телерекламе я вижу роботенка, которого человек вводит в свой мир, как малого брата. А не боитесь, что спустя какое-то время он станет вашим большим братом, а потом и вовсе – хозяином?..
Не соглашусь с апологетом «правого» руля еще вот в чем. Стоит ли обращать внимание на каких машинах ездит патриарх Московский и Всея Руси, а тем более путать его с папой римским. Вот тот, действительно, считает себя «наместником Бога на земле».
И генерала Карбышева – героя и мученика – ради пустой метафоры поминать не надо.
Однако больше всего меня поразила у Авченко вот эта фраза: «Я родился в СССР. Моей родины больше нет. Теперь я – лицо автомобильной национальности». Видимо, он заигрался в свою «праворульную» тему, если так легко отказывается от своей страны России (кстати, правопреемнице СССР).
А в Вашем отзыве, Вера, мне больше всего понравилось Ваше же стихотворение – в нем всё, что вы хотели сказать своей прозой и даже больше.

Вадим Забабашкин   20.12.2020 13:14   Заявить о нарушении
Автор книги совсем "не заигрался в свою «праворульную» тему". Он в конце пишет своё отношение к этой "борьбе" за правый руль.

Вера Чижевская Августовна   20.12.2020 13:37   Заявить о нарушении
По поводу возникновения правого и левого руля автор в своей книге приводит именно эти факты, которые вы доводите до читателей.

Вера Чижевская Августовна   20.12.2020 13:49   Заявить о нарушении
Вера, я помню, что Авченко пишет в конце своего повествования: «…Я понял, что я не с теми и не с другими. Дальневосточная оголтелость мне чужда, как и московская. Парадоксально на первый взгляд, но обе выраженные в своём крайнем виде, доведённые до логического конца позиции одинаково деструктивны».
О, это еще больше подтверждает правильность моего ощущения, что "доигрался": он уже ни за "правый" руль, ни за "левый". За "средний" что ли? Он что считает, что роль должен быть посередке?!.

Вадим Забабашкин   20.12.2020 15:37   Заявить о нарушении
Думаю, что мой Отзыв не достаточно точен. У читателя возникло недопонимание. Книгу ТАКУЮ надо читать целиком.

Вера Чижевская Августовна   21.12.2020 18:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Чижевская Августовна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вера Чижевская Августовна
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.12.2020