Рецензия на «Марионетки. Циприан Норвид» (Валентин Валевский)
Молодец! Вот еще 6 строф или 24 строчки наилучшего перевода! Ты только лишний раз доказал, что твои переводы самые точные. Читая же переводы произведений Норвида у других переводчиков, понимаешь, что это не Норвид или не совсем Норвид, а невзрачная отсебятина. Читая твои переводы, ощущаешь сразу, уже с первой строки, что это именно он, Норвид, живой, настоящий и польский, только на русском языке. Обескураживает еще и то, что некоторые вандалы-недопереводчики вырывают из оригинала пару строф как цепь у памятника Пушкина в Москве, вспоминая тобой поднятую тему о том, как вандалы надругались над памятником Пушкина. Также обидно, что интернет-издание «Вести.ру» сообщило о том инциденте как о чем-то незначительном, всего пару предложений: http://www.vesti.ru/article/2131663 «У памятника Пушкину в Москве украли цепи» Почему же так мало текста? В таком случае могли бы обойтись одним заголовком… А какая экономия места! Прискорбно, что в России так падает культура из-за того, что некоторые литсайты поощряют вороватых халтурщиков. Вот и получается, сегодня пару строф у Норвида из польского текста украли, а завтра — цепь у памятника Пушкина. Рада, что ты перевел все шесть строф и перевел всё качественно, как и подобает большому Мастеру. Ирина Леви 12.02.2021 17:26 Заявить о нарушении
Спасибо тебе за поддержку, Ирина. Видишь ли, вся проблема в том, что в России пока законодательная база недостаточно проработана в отношении контроля над качеством выпускаемой продукции, к коей можно отнести и художественные произведения как продукты культуры. Именно по этой причине издаются сборники с бросовым недоброкачественным хламом в виде кривобоких пустых стишков и таких же убогих отвратительных переводов, не говоря уже о пустоголовой прозе, которая вообще ни о чем. В приоритете прозападные авторы, которые редко выделяются профессионализмом, а в основном бездарной технологичной чернухой, с тупым предметным перечислением образов и минимумом смысловой нагрузки. А вот действительно талантливые авторы у них не в большом почете, т. к. те способны самостоятельно мыслить, а следовательно, как правило, патриотичны. Однако дело не столько в этом. На халтурщиках некоторым издательством легче зарабатывать: авторы сами проплачивают для издания свое никому не нужное барахло, а вышеупомянутые издательства это барахло издают. Разумеется, почти никто это барахло не приобретает, а барахольщик-издатель не остается в накладе, он же не рисковал своими средствами для издания книги. А ведь могло бы всё происходить как в цивилизованных странах мира. Если бы издатель издавал качественную художественную литературу, на нее бы постепенно появился массовый спрос, а следовательно, и прибыль с оной. И тогда бы издатель мог бы уже издавать книги за собственные средства, поощряя молодых талантливых авторов и одновременно хорошо продвигая свой бизнес. На Западе ни одно уважающее себя издательство не будет издавать литературу сомнительного качества ни за какие деньги, потому что для него важна репутация, а подмоченная репутация на Западе может привести к банкротству… Здесь же, в России, всё с точностью до наоборот, а получается это из-за того, что некоторые издательства в России курируются прозападными дельцами, которые во что бы то ни стало хотят видеть российских авторов хоть как-то или чем-то похожими на западных, не понимая того, что для того, чтобы быть западным человеком, совсем не достаточно одного желания или предпочтения. Да, какая-то часть российских авторов, к великому сожалению, действительно подражает западным людям, при этом совершенно не осознавая, что таковыми они не могут быть априори, ввиду того, что сформировались они в евразийской среде, т. к. этническая составляющая России складывалась в основном из евразийских народов. Также следует учесть, что большая часть населения (я не говорю обо всех) в России является потомками бывших крепостных, менталитет которых складывался в рабских условиях Российской Империи и который снова вылез на поверхность среди низших слоев населения после трагической ликвидации СССР. Напомню, что в Советском Союзе ведь большевики воспитывали свободных самодостаточных людей прямо со школьной парты, начиная со слов «Мы — не рабы, рабы – не мы». В эпоху Ленинского НЭПа они брали лучшее с Запада, а потом адаптировали это к социалистической системе. После развала СССР народу снова забили головы религиозно-лубочной шелухой, обелили белогвардейских бандитов и облили грязью большевиков для промозглой пропаганды мнимой целесообразности уничтожения советской Родины. И вот, пожалуйста, генетическая память потомков бывших крепостных почти полностью восстановилась за какие-нибудь пару десятилетий после развала СССР. Не забывай, что крепостное право было отменено не так уж давно для того, чтобы это стерлось полностью из генетической памяти, а именно в 1861 году. Однако и после отмены крепостного права мало что изменилось, т. к. бывшие крепостные просто не знали что им делать с этой самой свободой, а потому так и оставались привязаны к земле, по существу оставаясь в полурабском положении. Только после прихода советской власти людей стали воспитывать в духе свободы, равенства, братства. С утратой СССР в них как будто потерялся свободный дух. Чем дальше время уходит от Советского Союза, тем более закрепощенными люди становятся на российской земле, закрепощёнными в смысле их поведения. Казалось бы, вот – свобода, воспользуйтесь ею благами, но нет, люди почему-то закрываются в себе, перестают отстаивать свои интересы. Они уже не способны бороться за свои права, они даже не могут выгнать интернет-троллей из сайтов, жуют почти всё, что им пихает лубочная пропаганда. И поэтому мне, как свободному советскому поляку, всё сложнее общаться с такими людьми, и вот тебе хотя бы простой пример. Когда-то я общался в личке с одним автором и у нас завелся разговор про древних готов, их письменность и их язык, поскольку я занимаюсь древними культурами. И всё было бы нормально, если бы этот автор меня ни с того, ни с сего не попытался расспросить про какие-то «Жития святых», даже не спрашивая у меня, интересно ли мне это и можно ли со мной говорить на подобные темы. Разумеется, мне эти темы не интересны, т. к. я человек ученый и чьи-то там жития для меня совершенно скучная область. Если у меня и есть какие-то религиозные произведения под влиянием католицизма или, к примеру, древнеславянского дохристианского язычества (общего для древних ляхов, чехов и русов), то их нужно рассматривать только как произведения художественно-исторического толка, не более. Однако на лубочные темы мне действительно не интересно разговаривать и авторы не должны с такими темами людям навязываться, тем более сокращать дистанцию, так что я совершенно справедливо одернул этого автора. Еще раз благодарю тебя за теплое слово.
Валентин Валевский 12.02.2021 17:47 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |