Рецензия на «The Earth and the Fire can mingle together» (Мехти Али)

"Кто знает, что сделали бы вандалы всех возрастов и народов, если бы здания, картины и статуи, которые они так безжалостно разрушали, нашли бы душу, заговорили и покинули свои места?"
Точно знаю, что они бы не раскаялись. Вандализм - это то, что не имеет смысла. Но я с горечью убеждаюсь, что страсть к разрушению заложена генетически. Мало кто из людей никогда ничего не сломал в состоянии гнева. А еще страшнее, то же самое делается спокойно. И если задать вопрос: "Зачем?", то никогда не получишь внятного ответа.
С большим интересом прочла про эксперимент сербской художницы, и просто поражена ее смелостью.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   24.02.2021 00:05     Заявить о нарушении
Я сказал это в несколько ином смысле; люди устроены таким образом, что им всегда необходимо лишить человечности нечто перед убийством; иначе это выглядит разбоем на большой дороге и подражанием Каину; а люди не хотят иметь к этому персонажу отношение. Ох, не хотят.

То же самое и со зданиями и произведениями искусства. В сущности, объявление объектов материальной культуры "варварскими", "недостойными дальнейшего существования" преследует такую же цель.

Вспомнилось...

"И афинянка подолгу бродила с ними по огромным залам дворцов, лестницам и порталам, удивляясь тому, как мало истерты ступени, сточены острые ребра дверных и оконных проемов квадратных колонн. Дворцы Персеполиса, огромные залы приемов и тронных собраний посещались малым числом людей и выглядели совсем новыми, хотя самые ранние дворцовые постройки возведены были почти два века назад. Здесь, у подножия гор Милости, владыки Персии построили особенный город. Не для служения богам, не для славы своей страны, но единственно для возвеличения самих себя.

Гигантские крылатые быки с человеческими лицами, с круглыми, выпирающими, как у детей, щеками считались портретами пышущих здоровьем и силой царей. Великолепные барельефы львов, поставленные у основания северной лестницы, прославляли мужество царей-охотников. Кроме крылатых богов и львов, барельефы изображали только вереницы идущих мелкими шажками воинов в длинных неудобных одеждах; пленников, данников, иногда с колесницами и верблюдами, однообразной чередой тянувшихся на поклонение восседавшему на троне «царю царей». Таис пробовала пересчитать фигуры с одной стороны лестницы, дошла до ста пятидесяти и бросила. В гигантских дворцовых помещениях поражал переизбыток колонн: по пятьдесят, девяносто и сто в тронных залах – подобие леса, в котором люди блуждали, теряя направление. Было ли это сделано нарочно или от неумения иным способом подпереть крышу, Таис не знала. Ей, дочери Эллады, привыкшей к обилию света, простору храмов и общественных зданий Афин, казалось, что залы для приемов выглядели бы куда величественнее, не будь они так загромождены колоннадой. Тяжелые каменные столбы в храмах Египта служили иной цели, создавая атмосферу тайны, полумрака и отрешенности от мира, чего нельзя было сказать про белые, в сорок локтей высоты, дворцы Персеполиса. И еще одно открытие сделала Таис: ни одного изображения женщины не нашлось среди великого множества изваяний. Нарочитое отсутствие целой половины людского рода показалось афинянке вызывающим. Подобно всем странам, где Таис встречалась с угнетением женщин, государство персов должно было впасть в невежество и наплодить трусов. Гетере стали более понятны удивительные победы небольшой армии Александра. Гнев богинь – держательниц судеб, плодородия, радости и здоровья неотвратимо должен был обрушиться на подобную страну. И метавшийся где-то на севере царь персов и его высшие вельможи теперь испили полную чашу кары за чрезмерное возвеличение мужей!"

Неплохое доказательство. И тут фантазией Ефремова мы переносимся во дворец персидских владык:

"– Здесь негде. Я лучше спою, – ответила гетера.

– Спеть, спеть, Таис будет петь! – закричали со всех сторон.

Шум стих, сильно опьяневших утихомирили соседи. Таис взяла у музыканта семиструнную китару с колокольчиками и запела ударным гекзаметром старинный гимн о персидской войне, о сожженных Афинах и боевой клятве не служить ничему, кроме войны, пока последний перс не будет выброшен в море. Яростную мелодию Таис пропела с таким диким темпераментом, что многие повскакали с мест, отбивая ногами такт и раскалывая о колонны ценные чаши. Вскоре весь зал загремел боевым напевом. Сам Александр встал с трона, чтобы принять участие в песне. С последним призывом всегда помнить злобу врагов и особенно сатрапа Мардония Таис швырнула китару музыкантам и села, прикрыв лицо руками. Александр поднял ее за локоть вровень со своим лицом. Целуя, он сказал, обращаясь к гостям:

– Какую награду присудим прекрасной Таис?

Перебивая друг друга, военачальники стали предлагать разные дары, от чаши с золотом до боевого слона. Таис подняла руку и громко обратилась к Александру:

– Ты знаешь, я никогда не прошу наград и подарков. Но если тебе хочется, разреши сказать речь и не гневайся, если она тебе не понравится.

– Речь! Речь! Таис, речь! – дружно заорали воины.

...

– Этот город, – продолжала Таис, – сердце и душа Персии. К моему великому удивлению, кроме сокровищ и роскошных дворцов, здесь нет ни храмов, ни собрания ученых и философов, ни театров, ни гимнасионов. Не созданы статуи и не написаны картины, прославляющие красоту и подвиги богов в образе людей и божественных героев. Кроме надменных толстомордых быков-царей, принимающих дары, и процессий раболепствующих и пленных, здесь нет ничего. Чащи колонн по сорок локтей на платформе в тридцать локтей высоты – все это лишь для того, чтобы возвысить владык унижением подданных. Ради этого здесь трудились искалеченные эллины, ионийцы, македонцы и фракийцы, толпу которых мы встретили? Ради этого Ксеркс со своим злым сатрапом принес кровь и смерть в Элладу, дважды сжигал мои родные Афины, увел в плен тысячи и тысячи искусных мастеров нашей страны? Я здесь одна с вами, герои-победители, повергшие в прах могущество недобрых владык. Я служу богине красоты и знаю, что нет хуже преступления, чем поднять руку на созданное человеком прекрасное. Но, если это служит злой власти? Тогда оно всего лишь обман, ибо нет красоты без добра и света!

Таис простерла вперед руки, как бы спрашивая весь зал. Воины одобрительно и грозно загудели. Гетера вдруг выпрямилась, как спущенная тетива.

– Завтра вы уходите на север, оставляя в неприкосновенности обиталище сокрушенной вами деспотии! Неужели я одна ношу в своем сердце пожарище Афин? А мучения пленных эллинов, длившиеся до сих пор, слезы матерей, хотя бы это и было восемьдесят лет назад?! Неужели божественный Александр нашел удовольствие усесться на троне разорителя Эллады, будто слуга, забравшийся в покои господина?

Голос афинянки, высокий и звенящий, хлестнул словами, как бичом. Александр вскочил будто ужаленный. Люди оцепенели.

Александр молчал, глядя на Таис, склонившую голову, как в ожидании удара.

– Что же ты хочешь, афинянка? – спросил царь таким львиным рыком, что закаленные воины вздрогнули.

Вся напрягшись в волевом усилии, Таис поняла великую власть полководца над людьми, магическую силу его голоса, подчинявшего громадные толпы людей.

Таис подняла на Александра огромные горящие глаза и протянула руку.

– Огня! – звонко крикнула она на весь зал."

Нда...

И полное оправдание:

"– Мой учитель, великий художник Лисипп, ужасно порицал меня за один проступок и отдалил от себя на целый год. Красота – единственное, что привязывает людей к жизни и заставляет ее ценить, бороться с ее невзгодами, болезнями и опасностями. Людям, разрушающим, искажающим или осмеивающим красоту, нельзя жить. Их надо уничтожать, как бешеных собак – носителей неизлечимого яда. И художники – волшебники, воплощающие прекрасное, отвечают особенно строго, строже нас, не видящих, ибо они зрячие. Так сказал мне Лисипп три года назад.

– Учитель твой прав совершенно, в полном соответствии с законом Кармы, – сказал темнолицый.

– Следовательно, я, разрушив прекрасные дворцы Персеполиса, подлежу ужасному наказанию в этой и в будущих жизнях? – печально спросила Таис.

– Ты та самая женщина? – индийцы с любопытством воззрились на свою гостью. Помолчав довольно долго, старший сказал, и его слова, – веские и уверенные, принесли облегчение афинянке.

– Хотящие повелевать строят ловушки для легковерных людей. И не только легковерных, ибо всем нам, от мала до велика, свойственна жажда чудес, порождающая тягу к необыкновенному. Те, кто хочет повелевать умами людей, строят ловушки игрой цифр, знаков и формул, сфер и звуков, придавая им подобие ключей знания. Желающие повелевать чувствами, особенно толпы, как деспоты и политики, строят огромные дворцы, принижающие людей, завладевающие его чувствами. Человек, попав в эту ловушку, теряет свою личность и достоинство. Дворцы Портипоры, как мы зовем Персеполис, и есть подобная ловушка. Ты верно угадала это и явилась орудием Кармы, подобно тому как зло в наказании иногда служит добру. Я бы снял с тебя обвинение Лисиппа."

Как сказала одна моя старая знакомая: — Эта самая Таис может творить все, что ее душеньке угодно: продавать себя за хорошую цену, крутить мужчинами и женщинами... даже спалить дворец — ей все прощается, потому что она та самая гетера Таис Афинская без изъянов и пороков. Меня приводит в отчаяние это совершенство... Истина при встрече с таким персонажем не протестует, а мечется с растрепанными волосами и разорванной одеждой, вопя: "поскорее убейте меня, я не могу дольше выносить такого совершенства!".

Мехти Али   24.02.2021 11:15   Заявить о нарушении
Алиса Юрьевна, меня всегда ужасала эта экзистенциальная способность современного Запада: не просто убить, но еще постараться выставить уничтожаемое секретарем Ахримана и носителем опахала за Люцифером. То есть, эта способность всех человеков — но Запад, надо признать, достиг в самооправдании и самовозвеличении поразительных высот. А потом, столкнувшись с ответной яростью и порожденным ими коварством они еще удивляются... Хотя, вроде бы, Иисус Христос ясно дал понять, что насилием исправить насилие совершенно невозможно; можно сделать его лишь сильнее...

Мехти Али   24.02.2021 11:20   Заявить о нарушении
Самооправдание - это обязательный акт в таких случаях. Разрушение и уничтожение прекрасного без всякой подоплеки, будет выглядеть просто грязным и бессмысленным действием. На примере того же Ефремова ( эту книгу я прочла лет в 11, хотя папа отобрал ее у меня и спрятал в чемодан. Но он ходил на работу и у меня было время найти книжку и читать ее урывками, скрючившись рядом с чемоданом. Запретный плод!): какую проникновенную речь произнесла Таис перед тем, как призвать к сожжению дворца! Хотя в чем провинилось красивое здание? Под каждый подобный акт нужна база, чтобы зло не казалось злом.
Алиса Юровская

Юрий Юровский   26.02.2021 22:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мехти Али
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Юровский
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.02.2021