Рецензия на «Ценность философии» (Сергей Горский Москва)
"Это размышление [читай философия, В.Т.] расширяет не только объекты нашей мысли, но также объекты наших действий и наших эмоций: оно делает нас гражданами Вселенной" "Философский дискурс - ничто, иррациональное Пробуждение - всё!" Сергей Горский Москва 06.03.2021 01:55 Заявить о нарушении / Удалить - Не думаю, что на пути к Пробуждению следует обрушивать пройденные ступени (в т.ч. философию). В восхождении к Богу важны все практики, ибо цель у них одна - вернуться в "божественный сад". Тырнов Валерий 06.03.2021 14:42 Заявить о нарушении
Несомненно, что философия раздвигает наши ментальные горизонты, порой даже даруя мир сверхчувственный, трансцендентный. Однако порой не ясны границы между философией и фантастикой, а то и фэнтези.
Сторонники буддийской Дхармы (Учения) считают, что вся философия - не более чем "упайя", то есть благая уловка, призванная направить человека по пути, ведущем к Пробуждению из плена сознания и обретению Знания. Только в процессе сверхчувственного, иррационального, трансперсонального Пробуждения Ума человек оказывается способен познать мир таким, каков он есть на самом деле, мир в его невыразимой языком и логическим дискурсом реальности, таковости ("ятха-бхутам"). В этом случае все словесные логические конструкции оказываются излишними и отбрасываются за ненадобностью. А вот в Бога буддисты не верят. Буддийская Дхарма - атеистическое учение. Сергей Горский Москва 07.03.2021 04:27 Заявить о нарушении
"При проповеди Будда не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение (5) заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при выполнении данных заповедей станет более возможной личная и социальная гармония"(с).
- Я вижу в прогрессе этого учения лишь опору рационализма (здравый смысл), но никак не ставку на иррационализм. --- "Бесконечный процесс перерождений, в ходе которого индивид испытывает страдания, возможно прекратить с достижением нирваны — состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом" (с) - Верно, там Бога нет, - Будда (индийский князёк) себя возомнил Абсолютом [либо его исказили писатели-последователи]. Так, как и в свое время искажали учения других посланцев Бога: Иисуса Христа и Мани Хайя. Однако в один ряд с ними нельзя ставить других основателей религий: Моисея и Мухаммеда. В любом случае, все религии направлены на соблюдение праведной жизни на Земле. Этим они говорят нам о возможности каждого из нас сохранить свою нетленную душу (закончить перерождение и слиться с Абсолютом, либо обрести своё место в царстве Божьем и т.п.). Тырнов Валерий 07.03.2021 14:35 Заявить о нарушении
"Будда (индийский князёк) себя возомнил Абсолютом" -
Будда не возомнил себя Абсолютом. Он достиг Пробуждения и Освобождения из бесконечной круговерти жизни-смерти. Сергей Горский Москва 08.03.2021 05:09 Заявить о нарушении
"В любом случае, все религии направлены на соблюдение праведной жизни на Земле" -Это не так.
"Мы не ошибёмся, если скажем, что религия есть всегда то или иное самоутверждение личности в вечности" (А.Ф. Лосев) Сергей Горский Москва 08.03.2021 05:11 Заявить о нарушении
"Этим они говорят нам о возможности каждого из нас сохранить свою нетленную душу" - в буддизме нет нетленной души.
Если у христиан есть «нетленная душа», то у буддистов вместо неё есть чувствования, понятия, воля и сознание. Если у христиан и индусов истинная, нематериальная, незримая природа вещей (Дух, Атман) отождествляется с бессмертной человеческой личностью, то у буддистов всё не так. Для буддистов человеческая личность (Пудгала) представляет собой комбинацию 5 групп дхарм, 5 скандх, которые и делают из человека личность в каждый момент времени и в каждой точке пространства. А вот существование вечного и неизменного «я», «эго», нетленной души буддийская Дхарма отрицает категорически: «Почему буддизм отрицает существование вечного «я»? Отвечая на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся с отличием индийского мышления от европейского. Как хорошо известно, Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши — омрачённую аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. Какое же именно «я» отрицается буддизмом? Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признаётся и не отрицается буддизмом. О нём (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говорится. Отрицается именно индивидуальное «я», личность как сущность, простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. Таковой буддизм не находит в нашем опыте и рассматривает её как иллюзорный продукт ментального конструирования. Таким образом, фактически буддизмом отрицается то, что в брахманской и джайнской традициях получило название джива (душа) или пудгала (личность)» (Е.А.Торчинов, «Введение в буддизм», глава 2). Сергей Горский Москва 08.03.2021 05:22 Заявить о нарушении
>>Отрицается именно индивидуальное «я», личность как сущность..<<
- Ну да бог с ними, с буддистами. Таковым стадом легче управлять на Земле `Пробуждённым` и .. стричь его ))) По-мне так лучше иметь своё "Я" (душу) в любом пространстве-времени, чем зажигать своей биологической смертью чью-то новую жизнь на Земле. Впрочем, погасшая свеча не в силах зажечь другую. Думаю, любую религию можно сравнить с кислым тортом, на который возложена всего одна сладкая вишенка истины. Сыт не будешь, да и на всех не хватит. Тырнов Валерий 08.03.2021 13:33 Заявить о нарушении
«корнем религиозной веры и религиозной жизни является именно трансперсональный опыт. …Именно названный корень – сокровенная сущность религии, тогда как всё остальное – либо проявления (феномены и эпифеномены) этой сути, либо формы самоотчуждения религии, ее инобытия, если использовать гегелевскую терминологию (что прежде всего относится к аспектам религии как социального института)» (Е.А.Торчинов, «Религии мира: опыт запредельного», Введение).
"По-мне так лучше иметь своё "Я" (душу) в любом пространстве-времени" - http://www.youtube.com/watch?v=JRwkCskEvpc «Три главных идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли; без них не может быть построено учение о нравственности». — Таково учение Канта и с ним европейской науки, равно как таково и убеждение широких слоев образованных людей. И вот, однако, существует религия, которая ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей, которая воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства, — которая облагородила и, вместе, внесла цивилизацию в жизнь народов Азии, — и эта религия, тем не менее, не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. Эта религия - буддизм. (Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма (лекция, читанная при открытии первой буддийской выставки в Петербурге 24 авг. 1919 г.) Сергей Горский Москва 09.03.2021 04:58 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |