Рецензия на «Сидоров Г. Н. Христиане и евреи» (Геннадий Куртик 2)
"Конечно, далеко не все христиане участвовали в убийствах". Очень смелое заявление, не правда ли? Не все, означит почти все. "Авторы Евангелий, однако, уже не так хорошо представляли реалии жизни во времена Иисуса" Евангелист Матфей состоял в числе 12-ти Апостолов Христовых. Евангелист Иоанн вообще был любимым учеником Христа. Евангелист Лука был одним из 70 учеников и, считается, что был вторым из тех, кто что шел в Еммаус, и кому Иисус Христос явился после смерти. И только Евангелист Марк записал свое Евангелие со слов и руководства Апостола Петра. Всего хорошего. Татьяна Георгиевна 27.05.2021 21:38 Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна!
Вы затронули очень важный и непростой вопрос об авторстве евангелий. Схема, которую Вы привели (евангелие – автор), появилась впервые во II в.н.э. Вопрос этот исследуется с великим тщанием на протяжении последних как минимум 200 лет. Современные данные сильно расходятся с первоначальными представлениями. Я не являюсь специалистом в этой области, однако могу процитировать книгу Р. Брауна. Введение в Новый завет (2007), которая включает результаты последних исследований и, кажется, заслуживает доверия. В ней, в частности, сказано: О Марке: (автор, выявляемый из содержания): Грекоязычный автор, который не был очевидцем служения Иисуса и неточно знал палестинскую географию. Опирался на уже сформировавшиеся предания об Иисусе (устные и, возможно, письменные). Место написания: Рим, возможно, Сирия. О Матфее: Говорил по-гречески, знал арамейский или еврейский (или оба), не был очевидцем служения Иисуса; опирался на Мк., собрание речений (Q) и др. традиции, устные и письменные. Возможно, иудео-христианин. Место написания: видимо, Антиохия. Мнение большинства исследователей: канонический Мф. был первоначально написан по-гречески неочевидцем, имя которого нам неизвестно, и который опирался на такие источники как Мк. и Q. О Луке: Образованный, грекоязычный, литературно одаренный, читавший иудейские писания по-гречески; не был очевидцем проповеди Иисуса, опирался на Мк., собрание речений Q и др. традиции, устные и письменные. Видимо, воспитывался не в иудаизме, но обратился в него до того, как стал христианином. Плохо знал географию Палестины. Место написания: Греция или Сирия. Об Ин. нет возможности говорить подробно. Отмечу только, что это наиболее точное евангелие, с точки зрения географии и религиозной традиции Палестины времен Иисуса. Основной текст восходит, по-видимому, к самому Иоанну (90-е годы), но далее он дополнялся и редактировался. Окончательный вариант возник, вероятно, ок. 110 г. н.э. в Эфесе или недалеко от него. Существовала, по-видимому, религиозная община, основанная Иоанном. Как видим, евангелисты, кроме Иоанна, и по времени и географически достаточно далеко отстоят от эпохи Иисуса и места Его проповеди, поэтому неудивительно, что они иногда допускают погрешности и ошибки. Огорчившая Вас фраза, на мой взгляд, абсолютно корректная. Известно также, что тексты евангелий редактировались в первые века н.э. Какие-то фрагменты убирались по разным соображениям, а какие-то добавлялись, источником служила устная традиция. Примером может служить история о женщине, взятой в прелюбодеянии, которая отсутствует во многих авторитетных рукописях Ин и считается позднейшей вставкой. Канонические тексты евангелий сложились, по-видимому, не раньше IV в.н.э. Геннадий Куртик 2 30.05.2021 18:26 Заявить о нарушении
Мне, действительно, показалось немного странным Ваше заявление о том, что Евангелисты знали понаслышке о том, что и как происходило в действительности. Но, я не из тех, кто зацикливается на каждой букве, правдива она или нет, мне достаточно знать, что Бог есть. А всё остальное я принимаю на веру, потому что всё остальное несущественно. Всего хорошего. Татьяна
Георгиевна 31.05.2021 17:21 Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Вами, уважаемая Татьяна.
Геннадий Куртик 2 01.06.2021 10:56 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |