Рецензия на «Лож Иисуса и нелепые попытки Христиан его оправдат» (Андрей Дубин)

«Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»:
проблема источников. Толкование Иисуса
Известно, что текст Евангелий содержит множество прямых и
непрямых цитат из Ветхого Завета, которые
Спаситель комментирует и
толкует. Есть среди них и такие, которые представляют собой загадку строки из Нагорной проповеди, Мф 5.43–47. Вот 43 стих: «Вы
слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
Первая половина «сказанного» является цитатой из Книги Левит, 19.18.: «Не
мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как
самого себя. Я Господь [Бог ваш]». Но слов «ненавидь врага твоего» в тексте
Ветхого завета нет. Откуда же они?
Для начала рассмотрим «а кто мой ближний?» (Лк 10.29) К таковым
Тора относит родителей, родственников, соплеменников – те же
родственники, «братья», а также пришельцев: иноземцев, живущих вместе с
народом Божиим.

А кто такие враги? Их можно условно разделить на три категории: а)
«бытовые» враги, т.е. ближние, с которыми человек враждует; б) враги
военные, соседние народы, ведущие войну с Израилем; в) грешники, люди,
отступившие от Закона.
Что касается первой категории, то подобная вражда никак не
приветствуется Законом. Убийца несет наказание смертью и не может
скрыться в городе–убежище, именно если враждовал с убитым и из–за
вражды убил его. (Числа 35.20–25) Человек должен помочь своему врагу
развьючить упавшего осла и вернуть его заблудившийся скот (Исх. 23.4–5).
Люди, без веской причины ставшие врагами, для Закона остаются ближними,
и поэтому не должны враждовать между собой. «Не враждуй на брата твоего
в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не
мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как
самого себя. Я Господь [Бог ваш]» (Лев. 19.17–18) – так звучит полный текст
этой заповеди.
Окружающие народы, враги Израиля, приравниваются к врагам Бога,
т.к. пытаются поработить и уничтожить Его народ, а также представляют для
него и другую угрозу: увлечь идолопоклонством. Их город, будучи захвачен,
может быть предан заклятию, когда все жители и все имущество
уничтожается, и сам город стирается с лица земли, как Иерихон. Впрочем,
мера уничтожения жителей и имущества определяется отдельно для каждого
города (И.Нав. 6, 8.26–29, 11.10–15). Всячески предостерегается против
общения с народами, живущими вокруг Израиля, во избежание греха
(Исх.34.11–16). Моавитяне и Аммонитяне, как и сыновья блудницы, не могут
войти в народ Божий (Втор.23.3–4). Однако все время оговаривается, что они
– враги Бога, и только поэтому стали врагами Израиля. И более того –
победы Израилю даются только силой свыше, (Иерихон здесь – самый яркий
пример), а если народ грешит, то те же самые враги становятся для него
наказанием. Ненависть, которая здесь подразумевается, это ненависть делом,
она не имеет личного характера, и месть – дело Божие.
Есть еще враги–грешники, отступники из народа Божия. К ним тоже
относится «ненависть делом», причем такая, которая должна преодолеть
естественные чувства (Втор.13.6–11: Если будет уговаривать тебя тайно брат
твой… или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой,
который для тебя, как душа твоя, говоря: “пойдем и будем служить богам
иным”, …то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз
твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех
должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа…).
Вот так выглядит цитата, приведенная в Мф 5.43, в свете Торы.
В книгах, которые относятся к Писаниям, тема ближнего и врага
представлена достаточно широко. Особенно здесь выделяются Книга
Притчей, Книга Иисуса, сына Сирахова и Псалтирь. В Притчах есть и призыв
к благотворительности, к милосердию, особенно по отношению к бедным.
Тема врага здесь очень интересна: можно увидеть некую шкалу. С одной
стороны, показано, что враг опасен: «Устами своими притворяется враг, а в
сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не
верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (Притчи 26.24–25). Далее,
совет воздержаться от мести: «Не говори: “я отплачу за зло”; предоставь
Господу, и Он сохранит тебя» (20.22). Еще – предостережение против
злорадства: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце
твое, когда он споткнется» с очень интересной мотивацией: «Иначе, увидит
Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой»
(24.17–18). И, наконец, повеление делать врагам добро: «Если голоден враг
твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая
сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе»
(25.21–22). Как воздаст, видно из ст. 16.7: «Когда Господу угодны пути
человека, Он и врагов его примиряет с ним.»
А в книге Иисуса, сына Сирахова, о любви к врагам не сказано ничего.
Там говорится о разных «категориях» ближних, о любви к ним в духе
Пятикнижия: любви к родителям, жене, детям, братьям; призывается творить
милостыню, хранить тайны, прощать обиды – это непременное условие
прощения собственных грехов, плакать над умершим, быть со скорбящими и
даже с рабом поступать как с братом, хотя и для того, чтобы он не убежал.
Врагу же не следует верить, «хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь
внимателен душею твоею и остерегайся его» (Сир. 12.10–12), «можно
перенести… всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и
всякое мщение, только не мщение врагов» (25.15–17), Более того, следует
остерегаться друзей и даже собственных детей, избегать грешников, чтобы
самому им не уподобиться, не творить им добра, чтобы не получить в ответ
зло; сказано, что Господь грешников ненавидит. (12.4–7) Хороший сын после
смерти отца остается мстителем для его врагов. (30.6) Однако в книге есть
фраза, близкая по духу к Новому Завету: «Милость человека – к ближнему
его, а милость Господа – на всякую плоть» (18.12)
Псалтирь во многом повторяет идеи Торы о том, что враги – наказание
Божие, что победить их можно только Его силой. Здесь враги – это не только
окружающие народы, но часто – свои, отступники и грешники. Страдания,
причиняемые ими, хуже любых других. Враги и грешники в псалмах –
нередко одно и то же. Их побеждает Господь, более того – Он их ненавидит
(Пс. 5.6), псалмопевец проклинает их (Пс 108 – весь, есть фрагменты и в
других псалмах). В Псалтири же помещены строки, наиболее близкие к фразе
«ненавидь врага твоего»: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя,
Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью
ненавижу их: враги они мне» (Пс 138.21–22).
Вот так примерно выглядело то, что знали слушатели Иисуса. Он
комментирует приведенные слова так: «А Я говорю вам: любите врагов
ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и
молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего
Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и
добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.44–45). Та
часть Нагорной проповеди, куда помещен данный отрывок (Мф.5.17–44), по
мнению И. Иеремиаса, является полемикой с книжниками, учителями
Закона. Иисус, цитируя различные места из Закона, дает свой комментарий с
определенной целью. Какова же цель? Показать реальность Царства
Небесного. Книжники, толкуя Закон, старались обговорить каждую
частность, Иисус же показывает «исполнение», завершение, совершенство
заповедей. При этом он пользуется теми понятиями, которые знакомы его
слушателям. Что Он имел в виду под «ненавидь врага твоего»? Из всего
сказанного выше мы видели, что хотя нет точно такого высказывания в
тексте Ветхого Завета, почва для него была. Можно предположить, что это
неточная цитата из Пс 138.21–22: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих
Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною
ненавистью ненавижу их: враги они мне», хотя возможно, что это было
известное устное высказывание, которое до нас не дошло никак, кроме этого
отрывка. Понятие «любви к врагам» не было чуждым для слушателей
Христа, но в реальности применялось только к братьям, ставшим врагами,
причем скорее в отрицательной форме «не враждуй», не распространяясь на
грешников и язычников. Все, выходящее за эти рамки, хотя и было, но
считалось слишком высоким.
Иисус как бы не видит, что враги могут быть разными, здесь Он не
выделяет никого.
Напротив мы видим как учит иудаизм ненавидить не принадлежит к иудеям .
Книжник талмуда Абраванель советует:
«ненавидеть, презирать и уничтожать всякого, кто не принадлежит к синагоге или отпал от нее».
(Rosch Emmunna, folio 9, a)

«Если еретик падает в ров, – говорится дальше, – его не надо оттуда освобождать, и если во рву имеется лестница, ее надо вытащить».
(Aboda Zara, folio 26, b)
Поэтому Христос был прав , что надо любить всех врагов.
2.Стих 17 Всех же родов… четырнадцать … Все родословие евангелист разделил на три части, и естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями; от Давида до переселения Вавилонского – царями; от переселения Вавилонского до Христа – первосвященниками. С пришествием же Христа, истинного Судьи, Царя и Первосвященника, прекратились указанные роды правления. Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст.

Евгений Мещеряков 7   07.06.2021 14:58     Заявить о нарушении
К автору: а "лож" - это ЧТО??

Надя Бирру   05.06.2021 11:35   Заявить о нарушении
св.Матфей опускает имена трех царей за то, что они принадлежали к роду Ахава, по матери Охозии царя, — к такому роду, на который дважды произнесено было Богом проклятие (21 [Так говорит Господь:] вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле.3 Цар. 21:21; 7 и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели;4 Цар. 9:7). Объяснение это может быть признано вполне удовлетворительным, тем более, что ниже (17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.Мф. 1:17) сам евангелист дает понять, что при исчислении родов он имел в виду численную соразмерность (симметрию) и что, следовательно, мог некоторые лица намеренно опустить из родословия Спасителя. Если бы мы, впрочем, и не могли указать никакого побуждения для подобного пропуска в родословной Спасителя, то и тут историческая достоверность остается выше всякого сомнения, так как каждый иудей мог знать, что Озия, хотя и не сын Иорама, но происходит от него по прямой линии и необходимо заставляет предполагать собою и отца, и деда, и прадеда, то есть Амасию, Иоаса, Охозию. А выражение «родил» также могло быть употреблено, когда говорилось о деде и прадеде в отношении ко внукам и правнукам, как и слово отец прилагается к деду (13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;Быт. 28:13), прадеду (1 И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за небрежность во святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем.2 Также и братьев твоих, колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: пусть они будут при тебе и служат тебе, а ты и сыны твои с тобою будете при скинии откровения;Чис. 18:1—2) и даже прапрадеду (11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.3 Цар. 15:11, 24).

Евгений Мещеряков 7   07.06.2021 14:34   Заявить о нарушении
Вообще в Ветхозаветных писаний было опущение имён некоторых предков писателей книг .(Сравните: 1 После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии,2 сын Шаллума, сын Садока, сын Ахитува,3 сын Амарии, сын Азарии, сын Марайофа,4 сын Захарии, сын Уззия, сын Буккия,5 сын Авишуя, сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника, -1 Езд. 7:1—5, 4 Елеазар родил Финееса, Финеес родил Авишуя;5 Авишуй родил Буккия, Буккий родил Озию;6 Озия родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа;7 Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува;8 Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааса;9 Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана;10 Иоанан родил Азарию, - это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме.11 И родил Азария Амарию, Амария родил Ахитува;12 Ахитув родил Садока, Садок родил Селлума;13 Селлум родил Хелкию, Хелкия родил Азарию;1 Пар. 6:4-13), и у Евангелиста Матфея могло основываться также на какой-нибудь древней родословной таблице

Евгений Мещеряков 7   07.06.2021 14:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Дубин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Мещеряков 7
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.06.2021