Рецензия на «Варваре Кузьминой о модальных предикативах» (профиль удален)

«Моральный предикатив» – это такая страшилка для взрослых. Когда они слышат эти слова, им становится очень, очень страшно. Они закрывают глаза, стучат по дереву и говорят: «Нет этого! Нет, нет и нет!»

А оно есть! Вы думаете, что ваши дети изучают в школе прекрасный русский язык: наслаждаются его красотами, учатся выразительно и правильно говорить, сами пишут небольшие сочинения-этюды?

Нет, они занимаются только грамматикой и грамматическими разборами: подчеркивают (предикативную!) основу предложения и второстепенные члены, выделяют союзы и определяют «какое это предложение».

И еще учат наизусть, но только не стихи! Они учат правила и определения, придуманные взрослыми. Уже в первом классе! Так мы воспитываем в детях любовь к языку.

Стихи, конечно, они тоже учат и рассказы читают, но это уже другой предмет – литература, литературное чтение. Там определяют тему, идею и даже художественные средства изучают.

Но язык – это практика! ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ языка можно понять не когда учишь правила, а когда ПИШЕШЬ И ГОВОРИШЬ САМ. Когда учишься на собственном опыте, на своих ошибках, на классических примерах в качестве образца. Когда появляется азарт, желание достичь чего-то большего, желание обсуждать написанное с друзьями и соревноваться с ними. Но ничего этого нет – есть только грамматические разборы.

Вам уже страшно? Вижу, что не очень. Испугать взрослых дядей и тетей можно только «модальными предикативами». Если они, конечно, поймут, что это такое.

Но пока еще не поняли, пока им только смешно и забавно.

Нет, Варвара, ты уж лучше не ходи в народ, а пиши свои учебники. И не огорчайся уж очень – их кто-нибудь да прочитает. Иногда я думаю об этих людях – кто они, какие они? И пишу я для вас, мои неизвестные дорогие друзья.

Но некоторых из вас я все-таки знаю, вот что написал мне мой юный друг (ученик или уже студент филфака): «Я вам буду всегда благодарен за то, что открыли мне удивительной красоты мир русского языка, и ваш вклад в мое будущее нельзя переоценить».

P.S.

1.На форуме я не поднимала вопросов о «модальном предикативе», а всего лишь скромно отвечала нашим гостям на их вопросы. Выглядело это примерно так.

Вопрос: «Мне забывать не положено» – какой здесь тип сказуемого?

Ответ: В синтаксисе современного русского языка такие предложения считаются односоставными безличными, а причастия названы ПРИЧАСТНЫМИ ПРЕДИКАТИВАМИ С МОДАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. К причастию примыкает объектный инфинитив-дополнение. Приведены такие примеры: Запрещено открывать люк. НЕ ПОЛОЖЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ.

Сказуемое составное именное (СИС), именная часть выражена кратким причастием. Связка «было» возможна в прошедшем времени, например: Разговаривать было запрещено. И это не составное глагольное сказуемое (СГС), потому что инфинитив именно объектный, он не относится к субъекту действия.

Сложно? Терминология, и всё такое? А это действительно сложный разбор, он ученику Иванову случайно достался. И все-таки он справился, вот молодец парень!

Долго ли нужно учиться, чтобы все это знать? А это смотря как учиться! Можно и за одиннадцать лет не научиться ничему, потратив на это массу времени в ущерб всему остальному.

Потому что школа должна учить думать, а не механические действия выполнять. Потому что методики обучения должны быть другими.

2. Нравится мне это выражение – «абсолютно с вами согласен». Вспоминается мой школьный дебютный рассказик на тему векторов (учитель еще, помнится, очень хвалил). Вот там нулевой вектор был всегда «абсолютно согласен» со всеми векторами – другими словами, был параллелен каждому. Безобидное вроде бы сочетание, но вот до сих пор напрягает слух. Всё-таки что-то с ним не так…

Варвара Кузьмина   20.06.2021 07:35     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором профиль удален
Перейти к списку рецензий, написанных автором Варвара Кузьмина
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.06.2021