Рецензия на «Можно ли наделить искусственный интеллект сознание» (Гульмира Жамантикова)

Сознание - это не просто некая функциональная сущность, это еще и феноменальное сознание, субъективная реальность, внутренний мир. Например, мы не просто распознаем объекты по схеме "стимул-реакция", но переживаем восприятие этих объектов в виде субъективных чувственных образов. Появится ли феноменальное сознание автоматически как только будет достигнут функциональный уровень человеческой психики каким-либо искусственным устройством? Наверняка нет. Как показал Дж Сёрл в мысленном эксперименте "китайская комната", сколь угодно точная компьютерная имитация того или иного психического процесса не приведет автоматически к появлению соответствующей субъективной феноменологии, поскольку соответствующий алгоритм может осуществить и человек и при этом он не будет иметь соответствующие феноменальные переживания (например, реализация человеком алгоритма понимания китайского языка не предполагает какого-либо реального понимания китайского языка тем, кто этот алгоритм реализует,также как и реализация человеком алгоритма распознавания образов - не породит у него субъективного переживания распознаваемого объекта).
Теория искусственного интеллекта исходит из того, что сознание является функцией (или же "внутренним состоянием") человеческого мозга, точнее функцией нейронной сети мозга. Поскольку любая нейронная сеть (как показали МакКаллок и Питтс) функционально эквивалентна некой машине Тьюринга, то наверняка возможна машина, функционально эквивалентная могу человека (сейчас уже известно, что для компьютерной имитации нейронной сети размером с человеческий мозг достаточен компьютер с производительностью 10^18 оп/сек - и уже существует суперкомпьютер Фугаку, обеспечивающий около 50% от этой производительности). Но если мы учтем существование феноменального сознания, а также учтем, что феноменальное сознание как-то участвует в обеспечении психических функций (иначе мы о нем ничего не могли бы знать, т.к. оно себя никак вовне бы не проявляло), то идея осуществимости искусственного интеллекта становится сомнительной. Дело в том, что попытки натуралистического объяснения феноменального сознания (как функции или внутреннего аспекта мозга) сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Например, субъективно существуют "качества" (квалиа): цвет, запах, вкус и т.п. Но объективно, как физических свойств атомов, молекул, полей - качеств не существует,т.к. все качественные различия в физики всегда сводятся к количественным (цвет - длина волны, запах, вкус - форма молекул). Когда я вижу нечто зеленое, ничего в мозгу у меня не зеленеет, да и нет такого физического качества "быть зеленым". Натуралистически необъяснимы также целостность сознания, наличие индивидуальности ("Я"), сама способность знать о наличии феноменального внутреннего мира и ряд других свойств. (См. подробнее http://proza.ru/2019/07/30/1256). Но если феноменальное сознание натуралистически необъяснимо и оно вносит вклад в психические процессы, то это означает, что есть некий аспект функции сознания, который не является функцией мозга, а это ставит под сомнение исходный тезис теории искусственного интеллекта.

Иванов Евгений Михайлович   09.08.2021 12:30     Заявить о нарушении
Я не согласна с тем, что сознание - это только "внутренний мир". Сознание - это то, что связывает внутренний мир с внешним, обеспечивая их адекватную взаимосвязь.

Гульмира Жамантикова   09.08.2021 13:40   Заявить о нарушении
А есть ли он, этот "внешний мир". Ведь непосредственно нам дано лишь содержание нашего собственного сознания (по крайней мере этот так с позиции научной психологии и физиологии восприятия). Откуда же мы можем тогда знать, что есть еще и какой-то, неданный нам, "внешний мир"?

Иванов Евгений Михайлович   09.08.2021 19:12   Заявить о нарушении
Коллеги! Продолжайте - очень интересно!

Влад Тихонов   09.08.2021 20:05   Заявить о нарушении
Если бы внешнего мира не было, то откуда было бы взяться природному многообразию, множествам? Именно во взаимодействии это все и постигается. С естественнонаучной точки зрения.

Гульмира Жамантикова   09.08.2021 20:12   Заявить о нарушении
И вообще, мне кажется, Вы путаете сознание с воображением.

Гульмира Жамантикова   09.08.2021 20:26   Заявить о нарушении
Сомнение во "внешнем мире", отдающее предпочтение лишь(только) "внутреннему миру", автоматом должно вносить сомнение в наличии противоположностей(внутреннего и внешнего), что приводит к скатыванию спосбности восприятия лишь к "моно", т.е. к одному, от первого лица, игнорируя третее лицо(трёх-ликость), что свойственно лишь бессознательному субьекту, у которого ещё не развит опосредсвующий интуитивный опыт трёх-ликости.

Геннадий Макеев   30.08.2021 09:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гульмира!
Процитирую отрывок из своей статьи -http://proza.ru/2014/08/03/1867
Работа Михайлова замечательна тем, что содержит историю эволюции взглядов на возникновение человеческого сознания и описание эксперимента советских учёных под руководством А.И. Мещерякова, проведенного в Загорском интернате для слепоглухонемых детей. По результатам этого эксперимента доказано, что сознание человека формируется из врождённого осознания в результате совместной предметной деятельности под руководством воспитателя, в процессе которого отделяется действие с предметом от самого предмета, формируется образ предмета, познаётся его назначение, осваивается язык и происходит разделение мира на внутренний и внешний. Сознание человека есть результат наработки осознания и без помощи извне не образуется.

Так что реальность существует!
Ф.Т. Михайлов «Загадка человеческого Я». Почитайте.

Влад Тихонов   30.08.2021 17:00   Заявить о нарушении
Но ведь сознание - это не только "предметная деятельность". Это, в первую очередь, отношения с окружающими живыми существами.

Гульмира Жамантикова   31.08.2021 11:29   Заявить о нарушении
Гульмира! Я привёл этапы становление сознания у ребёнка. А далее - его желания и свобода воли.

Влад Тихонов   01.09.2021 13:54   Заявить о нарушении
И я говорю об этапах становления сознания у ребенка. И начинается оно далеко не с "предметной деятельности".

Гульмира Жамантикова   01.09.2021 15:33   Заявить о нарушении
Если не трудно - перечислите их.

Влад Тихонов   01.09.2021 19:45   Заявить о нарушении
У меня есть статья "Виденье и Сознание" http://proza.ru/2015/12/15/1676, в которой становление Сознание описывается через Виденье.

Влад Тихонов   01.09.2021 19:51   Заявить о нарушении
Предметная деятельность у ребенка начинается не раньше чем с 5-6 месяцев, а до этого он общается с матерью, с близкими, которые его нянчат, и это явно не "предметная деятельность".

Гульмира Жамантикова   02.09.2021 07:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гульмира Жамантикова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.08.2021