Рецензия на «Святыня и манипуляция» (Роман Дудин)

Приветствую Вас!

Если я правильно понял основной смысл Вашей статьи, то он сводится к трём положениям:
1. Манипулировать и извращать можно любую систему нравственных ценностей.
2. Для манипуляторов основное назначение святынь - использовать их вместо щита.
3. Прежде чем лезть в драку, семь раз отмерь, семь раз перепроверь, и только потом бей.
Все три тезиса представляются мне абсолютно правильными.

Однако, во второстепенных Ваших утверждениях я вижу как уход от главного, так и прямые ошибки.

Например:
Вы утверждаете, что "первый (под "первым" подразумевается, человек, которым трудно манипулировать) понимает, что если ему нечего возразить на доводы оппонента, то это означает, что его позиция несостоятельна".
На самом деле всё ровно наоборот.
На самом деле, таких "понимающих" манипуляторам гораздо легче сбивать с толку, чем "упёртых", которых разные словесные кружева мало впечатляют.
Софистика, знаете ли, к настоящему времени достигла невиданных высот, а на теоретическое опровержение некоторых очевидных софизмов уходят многие столетия.

Попробуйте, вспомните с ходу доказательство того, что Ахиллес всё-таки догонит черепаху... Не вспоминается? Означает ли Ваша несостоятельность как спорщика опровержение очевидного факта?

В Вашей статье нет раскрытия реальных механизмов, благодаря которым можно на практике противостоять обману.
Вероятнее всего, Вы просто не изучали вопрос: как специалисты по разоблачению обманов (дипломаты, юристы и многие, многие другие) реально противостоят (высококвалифицированным) попыткам их обмануть.
Вероятно, если Вы изучите реальные умственные технологии противостояния обману, Вашим призывам стать умными последует большее число читателей.

Беднарский Константин Викторович   27.11.2021 12:15     Заявить о нарушении
Приветствую.
Смысл замечания понял, но всё сложнее. Возможно я недостаточно точно выразился. Дело в том, что упёртый может занимать правильную позицию только случайно, но чаще всего он упёрт в неправильную, в отношении которой имеет установку никогда её не менять. А мире, построенном на обмане, он всегда будет занимать какую-то неправильную позицию. Так что он уже сбит с толку, и его можно только или исправить, или «пересбить» в другую сторону.
Я имел ввиду манипуляцию, под которой он уже находится – то есть ему задали «иди и бей еретиков», и он прёт. Тот, кто выслушать оппонента и признать свои ошибки, выскочит из программы манипуляции, а упёртый останется. Ну а сбить с толку готового признать несостоятельность свой позиции, конечно можно, если уровень манипуляций превосходит его иммунитет, но лучше развиваться и совершенствовать иммунитет, чем сидеть на месте, упираясь в какую-то недалёкую позицию.
Чтобы раскрыть механизмы обмана, нужно написать много томов – в статью не влезет, да и не нужно в рамках статьи такое. Она не для того, чтобы научиться противостоять любому обману. Она всего лишь инструкция, как не быть фанатичным орудием зла в определённых ситуациях. Если интересует разоблачение софистики – см. сборник «нет слов» - там я очень много средств для манипуляций нашёл, которые другие пропускают мимо.
Спасибо за отзыв.

Роман Дудин   28.11.2021 03:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Роман Дудин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Беднарский Константин Викторович
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.11.2021