Рецензия на «За зуб, за око и простить. Очеловечивание Бога» (Марина Северчанская)

Мне отмщенье, и Аз воздам - кто это сказал? Интересно мне бы узнать ваше толкование этого речения

Вадим Бережной   30.12.2021 18:03     Заявить о нарушении
Всё от Бога. Человек же слова эти узнал из уст пророка

Юрий Казаков   31.12.2021 21:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Вадим. С Новым годом Вас, благополучия и здоровья!
Спасибо за Ваш интерес.
"Мне отмщенье, и Аз воздам", - эти слова касаются такого чувства как месть, упоминаемым из наставлений апостола Павла иудейской и римской христианским общинам незадолго до своей казни через усечение главы мечом в один же день казни распятием апостола Петра, первого папы римского.

Благодарю Юрия Казакова за его очередной вклад в развернутый ответ от преподобных учителей.

Лев Толстой поместил эти слова апостола Павла в эпиграф своего романа "Анна Каренина", которыми Павел резюмировал "Не себе отмщающие, возлюбленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: От меня отмщение, аз воздам, глаголет Господь" (ц.с. Рим.12:19). И Толстой пояснял, какой смысл он вложил в свой роман, работа над которым была "по какому-то высочайшему повелению обязанность", а через несколько лет уже выразит в своей "Исповеди": "Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую Его и ищу Его. Так что же я ищу еще? – воскликнул во мне голос. – Так вот Он. Он – то, без чего нельзя жить. Знать Б-га и жить – одно и то же. Б-г есть жизнь". Иначе говоря, как по сюжету романа, самоубийство - это попытка убить Бога в себе.
Толстой еще и прозорливец по человеческим душам. Мщение - это отношение к тем, на кого обиды, которым толстовская героиня собственно стала одержима страстью покарать своих обидчиков и уничижителей через кошмарный вид самоубийства.
Толстой - какая высота духовного прозрения! - вытащил все нутро самоубийцы, что какой бы жертвой она не хотела предстать, на самом деле в ослеплении чувств обиды, разочарования, осознания катастрофичности итогов своих безнравственных поступков, своей телесной слабости, и впоследствии бессилия отомстить доступными средствами за потерянное благополучие дерзнула стать высшим мстителем. Тогда как обращение к Богу вывело бы того, кто принял правдиво свою учесть как есть (Евр.10:38 - Праведный верою жив будет), из пропасти, в которой тот по своей же воле попал, однако, решился свести счеты с Жизнью, которую Бог дал со Своим намерением, чьи "Пути неисповедимы", об этом тоже писал мудрец: "Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего (Сирах 5:2), "Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения" (Сирах 5:9).

И в этом толстовском изложении заключается раскрытие другого понимания мести и чисто человеческого субъективного желания судить о заслуженном наказании, однако "Мстительный получит отмщение от Господа" (Сир 28:1), ведь первой такой библейской историей было братоубийство из чувства зависти и мести Каином Авеля, и тогда было сделано знамение: "если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро." (Быт.4:24).
Ведь, если бы не так поступил Господь, то история была бы совсем другой. Тогда по воле Бога род людской разделился на "каинитов" и "сифитов", как образец схоластического добра и зла.

Еще история. Царь Давид, согласно обычаю сбора дани со своих колоний, послал к Навалу за десятиной, а тот не слышал про нового царя Давида, сына Иессея, и грубо высказал свое предположение, что Моисей один из рабов, которые бегают от своих господ. За пережитое личное оскорбление от Навала Давид намеревался отомстить, но был остановлен пророческой мудростью Авигеи, что нет смысла для этого, виновник будет наказан иначе, и поэтому когда Давид станет вождем над всеми племенами Израиля, то не будет ему в чем устыдиться и самому быть виновным, "что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует"...(Царств 25). Не пойми вовремя этого Давид (Цар.25:34), то не было бы Иисуса Христа и его новозаветные законы, которые остались на века.

Если бы 3 500 лет назад погиб младенец Моше, то не было бы знаменитых скрижалей Завета, а чтобы передать сформулировать их, пророку и Судье Моисею понадобилась вся его жизнь. Как говорится в предисловии книги Дварим, "Перед смертью Моше обратился к народу с речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Хумаша (Пятикнижия) — книгу "Дварим" ("Речи"). Седьмого Адара Моше-рабейну умер."

Однако, должно быть желание мести, которое сформирует Высший Ответ без нашего непосредственного участия: "Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!"(Суд 5:2). Все должно быть по закону, через определенные руки "исполнителей закона" (Втор.1:13-17) и при определенных обстоятельствах, которые "есть время (дни) отмщения", возмездие достигает на земле.

Так кратко я выразила то, на чьей стороне я стою.

С уважением, М.

Марина Северчанская   02.01.2022 15:52   Заявить о нарушении
Юрий, с Новым годом! Здоровья, энергии, творческих желаний, благополучия!
❄⛄🎄🥂🎅

Марина Северчанская   02.01.2022 15:56   Заявить о нарушении
Спасибо за ваши мысли. Я должен их обдумать. Я прошу только иметь в виду, что человек, не посещающий церковные храмы слишком часто. Только изредка, чтобы поставить свечу памяти об умерших родных и близких. Я просто не понимаю, зачем Богу нужны мои молитвы, и потому не молюсь Богу.

Вадим Бережной   02.01.2022 17:39   Заявить о нарушении
Я уверена, Вадим, что посещать постоянно храмы для того, чтобы возвысить свою мысль над тщетностью бытия, не всегда и не каждому обязательно. У каждого свой путь к Богу и в свое время.

Марина Северчанская   02.01.2022 18:23   Заявить о нарушении
А что такое "путь к Богу" и как вы себе этот путь представляете? Прошу ответить коротким текстом, потому что я человек понятливый и прожил долгую жизнь (родился в 1941 г.) мне длинные объяснения типа как это делает Юрий не нужны.

Вадим Бережной   02.01.2022 21:45   Заявить о нарушении
Когда человек из здорового врожденного инстинкта жаждет жить при том, что осознает свою слабость и несовершенство, тогда он сам начинает искать коммуникации с Богом. Но и значение Жизни у каждого - свое. Когда мы не считаем возможным для себя быть счастливыми, когда близкий и родной человек страдает - мы хотим жить, когда съедает чувство вины; на пороге невосполнимой потери не представляем, как жить, если умрет дорогое сердцу живое существо, а мы считаем, что кто-то виновен в его гибели и наших страданиях. Мы ищем сверхъестественной помощи, ищем чуда. Тогда и струны души становятся чувствительными, и многие начинают замечать знамения, какие-то тайные знаки, по которым можно прочитать ответы и успокоить душу, потому что мозг обработает сигналы симпатической системы и даст нам ощущение безопасности. В конце-концов, безопасность обретается, вместе с ней приходит ликование души и признание всемогущества Бога. Возникает жажда познания: как это происходит. Таким путем и жертвами приходится идти к Богу неверующим.

Рождение детей - это чудо в дар от Бога. Не все люди осознают это и ценят. Но это самый насущный пример для понимания "пути к Богу". Через рождение ребенка уже дана прямая связь с Богом. До 8 лет дети еще остаются ангелами, они видят тонкие тела и ауру живых существ. Этим Бог дает возможность человеку не забывать о своем происхождении.

Марина Северчанская   02.01.2022 22:25   Заявить о нарушении
Вот еще, Вадим, как мы находим "путь к Богу" - через смерть. Мы можем не признаваться себе, что верим в бессмертие. Но если мы ставим свечи в церкви, или у себя дома, за помин души усопших, мы ведь это делаем с молитвой (молитва - это слово к Богу), значит, путь к Богу у нас уже есть.

Марина Северчанская   02.01.2022 22:38   Заявить о нарушении
Творчество реализуется только через связь с Богом. Потому что способность создавать материальные и нематериальные произведения - это то, чем похож человек на Бога.

Марина Северчанская   02.01.2022 22:44   Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим! Очевидно, что этими словами Бог предлагает человеку передать отмщение за обиды Ему, так-как у Всевышнего возможностей разобраться с обидчиком и ,найдя вину, наказать его либо простить, неизмеримо больше, нежели у слабого, возможно лишённого, даже завтрашнего дня, человека.

Павел Козырев   07.01.2022 21:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Северчанская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Бережной
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.12.2021