Рецензия на «Проблемы казачьего народа и пути их решения» (Светлана Глазина)

Все произведения Светланы Глазиной о казачьем народе и о его казачестве (современном)восхищают невиданной среди мужских авторов лаконичной цельностью: национальной гордости и национального страдания , понимания сущностей и краткого, но полновесного изложения, социального и духовного проектирования. Не встречал никогда ранее такой женственной поэтической прозы во вполне научном жанре социологии! Браво! Любо! Прошу Светлану (Светлую Лань Донскую) не останавливаться - мы, мужи казацкие, будем счастливы от такого творчества. А чтобы ей можно было добавить в информативности, прикладываю здесь свои новые находки в самой туманной из всех наук - казаковедении. Эдуард Дейнекин

ЕРМАК – ЕЛЕЦКИЙ КАЗАК С ХОПЁРСКОЙ ПРИВИВКОЙ
Время Ермака относится к рассматриваемому , его эпос называет «донским казаком», но
(Цит.??) Н.Краснов: Самым ярким представителем Донских гулёбщиков-землепроходцев, со славой, уже не донской и Русской, но славой мировой является Ермак Тимофеевич.
Кто был Ермак? Его имя, его подвиги так опутаны легендой, сказкой, былинной песнею, что разобраться в том, откуда родом был Ермак, был ли он на Дону пришельцем, или был «прирожоным» казаком нет возможности. Как семь греческих городов спорили о том, какой из них был родиной Гомера, так не одна Русская, — да что Русская, но и варяжская — окраина приписывали себе честь быть родиной Ермака.» /23\
Выше были представлены народные песни о блистательной победе этого атамана с некоей казачьей командой, захвативших Казанский Кремль:
«Ермак тремя стами казаками город взял
Город взял он Казань и царю отдал,
Избавил Ермак войско Царское от урона,
За то пожаловал Царь Ермака князем
И наградил его медалью именною,
Да подарил Ермаку славный тихий Дон.
Со всеми его речками и проточками.» /23\
Но тот же атаман управлял морскими походами против Турции:
„Кормилец наш — батюшка, Ермак Тимофеевич.
Посмотри-ка, что там на море, Да на море, на Азовском-то:
Не белым там забелелося, Не черным там зачернелося,
Зачернелись на синем море Все турецкие корабли.“
Речь возговорит надежда атаман Ермак Тимофеевич:
— „Вы садитесь в легки лодочки, На носу ставьте по пушечке,
По пушечке по медненькой, Разбивайте корабли басурманские.
Мы достанем много золота И турецкого оружия…“»
Ну да ладно! Мифы есть мифы: воспел народ праведный вождя-героя праведного, хоть и приврал кое-где... Но по Ермаку мы встречаем совсем не радостные воспоминания:
Из краеведения Самары: Часть татар, населявших Муромский городок (в Самарской луке), после падения Казанского ханства была уничтожена русскими завоевателями. Принимая во внимание и то, что на Самарской Луке некоторое время жили разбойники-казаки, а также головорезы Ермака, выжить, оставаясь верными себе и своей вере, татарам просто не представлялось возможным. http://www.mtss.ru/pages/f_bajram/samar-r.html

О ЕРМАКЕ БЕЗ ПРИКРАС.
По Иш Мохаммеду: (пересказ А.Д.Р) Исстари в Симбире, у гор Жигулёвских, благополучно пребывают на службе Ашрафидам 10 тысяч анчийских(украинских) и саз-идельских (елецких) казаков; служили охранниками границ, караванов и балынских(русских) рыбаков и, кроме этого, занимались строительством судов, рыболовством, солеварением и привозом соли из Астарханской орды и торговлей этими товарами. У некоторых из них было немало солеварен, кабаков и судов. Некий запорожский атаман Богдан-Бат отправил к ним своего сына Адама с 50 казаками. Сеид дал Адаму разрешение поселиться на Жигулях. Этот запорожец сумел хорошо услужить царю Булгара:
В 1521 году Адам по приказу сеида вывел из Казани улугбека Шах-Гали... Сыном Адама, получившего прозвище Пан, был Микаиль... В 1552 году он провел к Агидели Ядкар-Мохаммеда, назначенного сеидом Ядкаром улугбеком Казанского иля. А в 1547 году к Адаму прибился елецкий (чиршийский) казак Такмак с сыном Ермаком. В 1552 году Такмак был убит вместе с сеидом Бу-Юрганом, а Микаиль захватил их убийц... На войне с ногайцами погибли братья Микаиля. Чтобы досадить неприятелям, он помог урусам взять Астархан. Но когда Иван Грозный после этого вновь потребовал от него службы, Микаиль отказался. В ответ урусы напали на его аулы и перебили 5 тысяч казаков, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. В этой войне погибли семьи Микаиля и Ермака, а сами они укрылись у друга Микаиля на реке Кубар(Хопёр). Отсюда Ермак через пять лет ушел на урусскую службу, прельстившись вознаграждением, а Микаиль с другом Богданом вернулся на Идель. Они оказали немало услуг сеиду Самарской Булгарии Шейх-Гали, за что . Иван Грозный присудил их обоих к смертной казни...
Но Ермак , став военным Руси, в 1582 году был послан на Урал в Тухчи-калу для захвата сеида Шейх-Гали... Ермак - то защищал Тухчи-калу, то нападал на эту крепость... Шейх-Гали передал Тухчи-Калу Япанче. Этот бек отчаянно бился с Ермаком и долго не пропускал его в Сэбэр(Сибирь)...
КОММ. Получается –по правде , что ни фантастичекие восхваления народные, ни обвинительные навороты, тоже народные, не определяют настоящего Ермака Тимофеевича, елецко-хопёрского казака (сары-азмана), нёсшего вполне исправно ОБЫЧНУЮ КАЗАЧЬЮ СЛУЖБУ ИЗБРАННОЙ ИМ ЖЕ ДЕРЖАВЕ.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ХОПЁРЦЕВ НИЗОВОМУ ВОЙСКУ. Низовые черкасы по призыву Москвы выдворили на левый берег Волги ханов Самарской Булгарии к 1650г. Правда, что они не были нужны и самим хопёрцам, так же как и власть низовиков, тайно подчинявшейся Московскому царю. Хоперские казаки предприняли попытку отделиться от Донского Войска, основав собственное войско. Но вскоре все станицы и хутора Хоперских казаков, были разрушены низовыми донскими казаками.
...В 1675 году получил известность старообрядческий центр в Бузулуке, где стали вести богослужение по дониконовским книгам и выступали против никоновской реформы. Среди хоперцев было много старообрядцев и они поддерживали все начинания своих церковных людей. Несмотря на давление властей, старообрядцы не отступили от своей веры. По Медведице, Бузулуку, как и по Хопру . несмотря ни на что, возникали десятки новых городков. В верховьях были отстроены укрепленные городки Пристанский, Григорьевский и Беляевский. Пристанский город имел собственную верфь, к тому же он был важным торговым пунктом на Ордобазарной дороге, которая связывала Астрахань и Москву В ходе восстания Степана Разина жители как раз Пристанского города и поддержали Разина.

РАЗИНСКАЯ ЭПОПЕЯ НА ХОПРЕ. В 1669 году Разин лично приехал к казакам, рассматривая эту местность как вероятный плацдарм для пополнения восставших и освобождения земель Волжского войска, захваченных еще войсками Ивана Грозного. В 1670 году, со своим отрядом в 200 человек , в Пристанском находился атаман Никифор Черток, который был дядей Разина. Осенью он направился к городу Козлову (Мичуринск), где его отряд за счет местных крестьян и хоперцев увеличился до 4 000 человек. Этот отряд сумел нанести значительный урон войскам воевод Хрущева и Бутурлина, но после все же был разгромлен преданными царю войсками и в этот раз хоперцы подверглись репрессиям. Но большинство казаков были прощены.
Однако история пишется независимо от желания историков того или другого субъекта Российской федерации, если она история, а не пропаганда. http://gregorkon.wordpress.com/
В СОСТАВЕ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО. В 1695 году казаки Хоперского округа приняли участие в осаде Азова под командованием генерала Патрика Гордона, соратника Петра I. К тому времени этот старинный город уже долго находился в руках турков. Но осада Азова закончилась полной неудачей. На следующий год хоперцы, вместе с донцами, под предводительством воеводы Шеина, нанесли внезапный удар по крепости. Им удалось не только завладеть двумя бастионами со всеми пушками, но и удержать за собой эти объекты. В результате боев к июлю 1696 года Азов был окончательно взят.
Хоперцы много уделяли внимания строительству мелких судов. В 1698 году на верфях Пристанского городка началось строительство кораблей местными мастерами.
(Отрывок из "Онтологии казаков-8" (не опубликовано)

Эдуард Дейнекин   07.03.2022 23:22     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Глазина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Эдуард Дейнекин
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.03.2022