Рецензия на «О значении Достоевского» (Анатолий Обросков)

ДОСТОЕВСКИЙ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРКИ

Петербург без Достоевского представить практически невозможно. Как и русскую, европейскую, мировую литературу. Мне посчастливилось лично познакомиться с выдающимся исследователем творчества Достоевского Беловым, передал ему изданный методом самиздата сборник моих текстов с эпиграфом из Достоевского.
В моей личной библиотеке, из которой в первую очередь формируются фонды народной политической библиотеки, есть книги и Достоевского, и о нём.
Среди них: исследование Волгина последнего года жизни классика русской литературы.
С интересом поэтому прочитал в "Литературной газете", как раз том номере 9, в котором опубликованы обращения писателей, литераторов, журналистов, беллетристов, общественно-политических деятелей России, Русского ПЕН-центра, секретариата Союза писателей России в поддержку военной спецоперации на Украине, статью о Волгине (автором является Тишков, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН).
Кстати, председателем редакционного совета "Литературной газеты" является Ястржембский, бывший пресс-секретарь первого президента РФ Бориса Ельцина.
К слову, не каждый, кто считает себя писателем, имеет публикации в газетах, книжные издания таковым является на самом деле, это если судить по гамбургскому счёту.

Игорь Волгин соединил в своём лице науку поэзии и поэзию науки. Так начинает Тишков обзор произведений Волгина. И продолжает: "Предваряя первую большую работу нынешнего юбиляра , академик Д.С. Лихачёв выразился так: "Игорь Волгин написал необыкновенную книгу. Необыкновенную по жанру, замыслу, исполнению". С этим суждением трудно не согласиться. Действительно, "Последний год Достоевского", будучи истинно научным исследованием, читается как захватывающий роман. Недаром в первом издании (на сегодняшний день их уже пять) имелся интригующий подзаголовок - "Исторические записки". Это верно, ибо все без исключения книги Игоря Волгина базируются на внушительной основе исторического документа. Причём добытые из архивов многие источники вводятся
в научный оборот впервые".
В статье Тишков отмечает, что без исследований Волгина непредставима современная наука о Достоевском.
В статье отмечается, что в отечественной и зарубежной литературе о русском классике практически не существовало работы о "Дневнике писателя".

Отмечу, что из книг исследователя творчества Достоевского можно узнать много малоизвестных фактов из жизни русского писателя.
Например то, что Достоевский учился в Инженерном училище, где был убит в результате заговора Палена император Павел I, "социалист на троне". Отмечу, что Достоевский наверняка знал про реформы Павла I.
Влияет же энергетика пространства, где формируется личность человека, на все его последующие взгляды.
Поэтому, и отсюда, из Инженерного замка, обострённое внимание Достоевского к бедным людям, его взволнованные мысли о деньгах, нищете.
Волгин считает, что убийство (а автор статьи в "Литературе" Тишков не называет причины антироссийского заговора тайных сил) императора может быть соотнесено с нравственными обстоятельствами убийства Фёдора Павловича Карамазова.
А вот мне подумалось, что загадочная фигура Ставрогина из "Бесов" может иметь одним из вдохновляющих мотивов как раз деятельность Павла I.
Тынянов утверждал, что Достоевский работает на контрапунктах.
Так и в Ставрогине есть странное сочетание того, что в реальности было в Павле и того, что ему приписывали критики. Его настоящего лица и маски.
Тут и русское католичество, и многое другое.

В статье о Волгине можно узнать о пропавшем заговоре, а так называется одна из книг рецензируемого автора.
Это про неудавшуюся попытку Достоевского и его друзей учредить первую в России подпольную типографию.
Также приводится мнение Суворина о вероятном продолжении "Братьев Карамазовых": покушение Алёши Карамазова на цареубийство, следующая за этим смертная казнь.
Вообще, если это так, то весьма досадно, что Достоевский не успел написать продолжение последнего романа "Великого пятикнижия" про добропорялочного Алёшу, который вдруг становится террористом.

Далее: мой пересказ финальной части статьи о литературоведе Игоре Волгине.
Трагедия сопровождает и последние часы жизни Достоевского.
В квартире, примыкавшей к его жилищу, а теперь здесь музей Достоевского в Кузнечном переулке, жандармы провели обыск и устроили засаду на члена исполкома "Народной воли" А. Баранникова.
Эта операция проходит синхронно с первым кровотечением и началом предсмертной болезни Достоевского.
Волгиным подробно воссоздаются подробности произнесения Достоевским знаменитой речи о Пушкине в 1880 в Москве.
От себя добавлю, что в этой речи Достоевский говорил о Пушкине как русском человеке, который ещё явится на мировую арену.
Автор характеризует этот съезд интеллигенции как первый русский "предпарламент" и попытку формирующегося гражданского общества заявить о себе. К такой же попытке относятся и похороны писателя, с огромным стечением народа.
Волгин исследует неизвестные до последнего времени моменты отношений Достоевского с представителями правящей династии, с великими князьями, императорским домом. Этому сюжету, затрагивающему тему "художник и власть", посвящена книга "Колеблясь над бездной".

Отмечая редкостную телевизионную харизму Волгина, автор статьи называет его одной из ключевых фигур национальной культуры.
Недавно при кураторстве Волгина был осуществлён проект, итогом которого стал выход около тридцати монографий о Достоевском.
А сам Волгин издал книгу "Достоевский в национальной культуре", где кроме его работ о "медовом месяце" супругов Достоевских в игорных заведениях Европы и о тайном визите в 1862 бывшего каторжника в Лондон, к Герцену, опубликованы труды его учеников, включая студентов.

Анатолий Обросков   23.03.2022 20:52     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Обросков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анатолий Обросков
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.03.2022