Рецензия на «Кривичи. Кто они?» (Алексей Аимин)

"... славяне племена которых появились в VI веке нашей эры и их на тот момент было 15 миллионов."
Достоверных данных о численности славян в период их выхода на историческую арену нет. По германцам такие данные есть: на рубеже 2 и 1 веков до н.э. римляне оценивали численность только одного племени тевтонов в 180 тыс. чел.; Тацит указывает, что в его время общая численность германцев значительно превышала численность населения Италии; в 3 веке н.э. есть данные о численности армий, выставляемых отдельными германскими племенами и племенными союзами, об их потерях в войнах с римлянами и т.д. Тацит приводит названия всех германских племен, обитавших в его время. Ученые определили время и место этногенеза германцев. О славянах таких данных нет, есть одни гипотезы и споры.

"Многие племена и народы двинулись на поиски новых мест обитания: сербы и ругии ушли на Балканы, готы в северное Причерноморье, вандалы на юг Франции и в Испанию."
Вы объединяете период 2-3 вв. н.э. с эпохой Великого переселения народов, которая началась в 4 в. н.э. Есть данные о начале в 1-м в. н.э. миграции готов из южной Скандинавии в район устья Вислы и продвижение их в течение 2-3-го вв. в южном направлении, к Северному Причерноморью. О сербах мы ничего достоверно не знаем до 7-го в., в котором есть сообщения об их обитании к востоку от королевства франков ("Франгии") и вхождении вместе с хорватами в состав раннеславянского государства Само, т.е. к северу от среднего Дуная. К 9 в. от сербского племенного массива уже давно отделились лужицкие сербы, а хорваты уже разделились на белых, черных и красных. Последние еще в 7-м в., в правление императора Ираклия, поселяются вместе с сербами на Балканах. Что касается ругов, то они упомянуты Тацитом (начало 2 в.), как германцы, живущие на балтийском побережье к востоку от Ютландии и граничащие на востоке то ли с балтами, то ли с балто-славянскими племенами, предками пруссов и склавинов. Миграцию ругов относят к 4-му в. в район современной Австрии и не связывают с миграцией сербов.

"Два князя (рейкса) братья-близнецы Видевут и Брутено были изгнаны их подданными из прусских земель."
Это пересказ записанных немецкими монахами в 14-16-м вв. прусских легенд. В легендах братьев, правивших в земле кимвров (Cymberland, т.е. южная Ютландия) изгнали не "их подданные", а готы.

Относительно этимологии имени легендарного первожреца балтов Криве-Кривайто существует несколько версий. Например, эпоним произошел от "кривули"- изогнутого (кривого) посоха, символа жреческой власти. Согласно этой версии балтославянская основа "крив/крейв/криев" родственна латинскому "курвус" - кривой и трактуется, как "волшебный, магический, мистический" - в отличие от "прямого", ясного, понятного, простого. В современном литовском языке "крети" значит "колдовать", "пророчествовать". Праиндоевропейская основа - *krei (крутить, гнуть). Праславянское *kry, откуда пошло славянское "кръвь" родственно др.индийскому "кравис" - сырое мясо, авестийскому "кхрура" - сырое, кровавое мясо, древнегреческому "креас" - мясо, латинскому cruor - запекшаяся кровь. У балтов для крови находим основу "кра" - прусское krawian, литовское kraũjas, кимврское сrаu. Поэтому происхождение эпонима Крив от крови, на мой взгляд, сомнительно.

"Интересная ситуация возникла с ильменскими славянами поклоняющимися тому же Перуну"
Интересно здесь то, что балты также поклонялись Перкунасу. Считается, что в далеком прошлом индоевропейцы поклонялись божеству-громовику, ставшему у славян Перуном, у балтов Перку/он(а)сом, у германцев Фьоргуном, у индоариев - Парджаньей, у хеттов - Пирвой, у иллирийцев - Переном, у фракийцев - Перконом, у греков - Пирконом. Интересно также, что сохранившийся у литовцев эпитет Перкунаса "дундулис" (грохающий, гремящий) соответствует сербо-лужицкому "дундеру", болгарско-сербско-хорватскому "додоле" и казацкому "дундуку".

Алексей Аксельрод   04.02.2023 14:41     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Аимин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.02.2023