Рецензия на «Разговор, услышанный на скамейке, после Литургии,» (Борис Силуанов)
Из Бога?... Не знаю, не знаю... Человек может быть богом только в Боге. Но и душевные люди не теряют полноты своего естества - тела, души и духа. Иначе бы, не было возможности покаяния. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа./1Фес.5,23/ В синодальном переводе, здесь, слово "дух" написано с маленькой буквы. Значит, говорить, что человеческий дух - это личностный Бог нельзя. В противном случае, у людей не было бы права выбора. Истиное знание, совесть - это, видимо, свойство человека, талант, но не Сам Бог. Царство Божее, которое внутрь нас есть /Лк.17,21/. Творение исполненное Духа Святого, но не Сам Творец. Или - Вы можете мои мысли как-то поправить? Владимир Афанасьев 2 12.02.2023 08:14 Заявить о нарушении Ув. Владимир! Благодарю. Основанием для меня было известное определение, что "молитва - это Бог". Дух человеческий, я так понимаю, "пограничный" между человеческим и Божественным, душевным и небесным. В духе как-бы верхняя граница "размыта" чистой духовностью, и когда Господь желает, то посещает человека там, в его духе. В миниатюре - намёк на непрестанную молитву, - подразумевается, что у деда она есть, значит, несомненно, он сказал полную правду. Имеется в виду "идеальный вариант" "цельного человека", стяжавшего непрестанную умно-сердечную молитву, то есть Бога в себе. Конечно, в нашей мирской жизни всё не идеально, и временами человек лишается такого полного присутствия Св. Духа и бываем просто душевными, а то и плотскими, к сожалению. Владимир, я конечно понимаю, что совсем без духа человека не бывает, но дух бывает не развит до такой степени, что условно говорят, будто его нет. Например, Апостол Иуда: "Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" ((Иуд. 1:17). Без духа, значит, не руководящиеся в жизни высшими духовными силами, освящёнными Благодатью. Я извиняюсь, написал миниатюру без черновика, и следовало бы всё исправить, но некогда. Это выражение, - что "духовный состоит из Бога, души и тела", я был уверен, что не сам выдумал, а встречал в аскетической литературе, и обещал В. Плеханову указать источник. Сразу не успел дать, а через некоторое время искал, но так и не нашёл. Не знаю, что по этому поводу и думать. Ув. Владимир, если имеете возражения, буду благодарен прочитать. Борис Силуанов 12.02.2023 13:00 Заявить о нарушении
Не найдете.
В аскетической - может быть, но - не в православной. Какие-нибудь индийские йоги, сидя в позе флотос, сливаются в аскетическом экстазе с безличностным абсолютом. Но в христианской догматике Бог - личностный. Есть вы, есть Бог. И умная молитва, даже (как Вы выразились) умно-сердечная, не стирает эту грань. Вы всегда умом обращаетесь к Богу, а не к самому себе. Даже, если не мыслите себе поступков вне Бога, вы сами не мыслите этого. А - не Бог - вместо вас. ______________ В этом главное отличие нашей веры от, например, того чему учат кришнаиты. По их учению - кришна находится во всём (в камнях, в людях...). И все мы - только его фантазия. Никакой ответственности такие фантазии за свои грехи не несут. А у христиан есть понятие грех. Потому, что - есть ответственность. Потому, что - есть свобода выбора. Потому, что - настоящий Творец сотворил людей подобными Себе, а не частью Себя. Владимир Афанасьев 2 12.02.2023 13:25 Заявить о нарушении
Дабы избавить меня от несправедливых обвинений в неправославии, Господь сразу же благословил меня, неверного раба Своего и блудного сына Господнего, найти отрывок из 83 Слова преп. Симеона Нового Богослова, который и предоставляю пред Ваши бдительные очи: "Итак, явно, что как во Отце, Сыне и Святом Духе поклоняется единый Бог, без слияния трех лиц и без разделения единого существа и естества, так опять, и человек бывает по благодати богом в Боге, и по душе, и по телу, без слияния и разделения; и ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть, – и опять, ни Бог не сливается с душою, ни душа не претворяется в Божество. Но Бог пребывает, как есть Бог, и душа опять пребывает так, как есть естество ее, и тело, как создано, персть; и Сам Бог, Который дивно связал сии два – душу и тело, и срастворил мысленное и невещественное с перстию, соединяется с сими двумя без слияния, – и я человек бываю по образу и подобию Божию, как показало слово. – Впрочем, если вам кажется благословно, скажем опять то же. Движимый духовным удовольствием и радостию, я желаю сказать вам опять то же, чтоб яснее представить вам такие мысли: Отец, Сын и Дух Святой – Бог един, Коему мы служим и поклоняемся. Бог, душа и тело – человек, созданный по образу и подобию Божию, и удостоивающийся быть богом по благодати".
Желаю всех благ, и спаси, Господи. Борис Силуанов 12.02.2023 14:25 Заявить о нарушении
"человек бывает по благодати богом в Боге"
Только - по благодати. Которая дается Богом человеку (который есть дух /с маленькой буквы/, душа и тело). Включение себя в состав Святой Троицы - недопустимо. Даже, если по благодати человек становится богом. Не поддавйтесь прелести! Есть вы, есть Бог. Самообольшение легко преодолевается простым здравомыслием. А прелесть - сродни зависимости. Подумайте - почему вы хотите считать себя Всевышним Богом? Почему не испытываете радости быть просто свободным человеком, которого Бог спасает? Зависимость может возникнуть от нераскаянного греха. Тогда его надо в себе выявить. Это - мой духовный опыт. Простое самообольщение - улетучивается от изучения вопроса. "человек бывает по благодати богом в Боге" "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости" В этой фразе отдельно упомянается Бог (с заглавной буквы) и человеческий дух (с маленькой буквы). Бог и дух человека - не одно. Даже, когда речь идет о праведниках, к многим из которых можно применить определение "боги по благодати Божьей". Владимир Афанасьев 2 12.02.2023 17:16 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |