Рецензия на «Разговор, услышанный на скамейке, после Литургии,» (Борис Силуанов)

Из Бога?...
Не знаю, не знаю...
Человек может быть богом только в Боге.
Но и душевные люди не теряют полноты своего естества - тела, души и духа.
Иначе бы, не было возможности покаяния.

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа./1Фес.5,23/

В синодальном переводе, здесь, слово "дух" написано с маленькой буквы.
Значит, говорить, что человеческий дух - это личностный Бог нельзя.

В противном случае, у людей не было бы права выбора.

Истиное знание, совесть - это, видимо, свойство человека, талант, но не Сам Бог.
Царство Божее, которое внутрь нас есть /Лк.17,21/.
Творение исполненное Духа Святого, но не Сам Творец.

Или - Вы можете мои мысли как-то поправить?

Владимир Афанасьев 2   12.02.2023 08:14     Заявить о нарушении

Ув. Владимир! Благодарю.

Основанием для меня было известное определение, что "молитва - это Бог".

Дух человеческий, я так понимаю, "пограничный" между человеческим и Божественным, душевным и небесным. В духе как-бы верхняя граница "размыта" чистой духовностью, и когда Господь желает, то посещает человека там, в его духе. В миниатюре - намёк на непрестанную молитву, - подразумевается, что у деда она есть, значит, несомненно, он сказал полную правду.
Имеется в виду "идеальный вариант" "цельного человека", стяжавшего непрестанную умно-сердечную молитву, то есть Бога в себе. Конечно, в нашей мирской жизни всё не идеально, и временами человек лишается такого полного присутствия Св. Духа и бываем просто душевными, а то и плотскими, к сожалению.

Владимир, я конечно понимаю, что совсем без духа человека не бывает, но дух бывает не развит до такой степени, что условно говорят, будто его нет. Например, Апостол Иуда: "Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" ((Иуд. 1:17). Без духа, значит, не руководящиеся в жизни высшими духовными силами, освящёнными Благодатью.

Я извиняюсь, написал миниатюру без черновика, и следовало бы всё исправить, но некогда.

Это выражение, - что "духовный состоит из Бога, души и тела", я был уверен, что не сам выдумал, а встречал в аскетической литературе, и обещал В. Плеханову указать источник. Сразу не успел дать, а через некоторое время искал, но так и не нашёл. Не знаю, что по этому поводу и думать.

Ув. Владимир, если имеете возражения, буду благодарен прочитать.


Борис Силуанов   12.02.2023 13:00   Заявить о нарушении
Не найдете.
В аскетической - может быть, но - не в православной.
Какие-нибудь индийские йоги, сидя в позе флотос, сливаются в аскетическом экстазе с безличностным абсолютом.

Но в христианской догматике Бог - личностный.
Есть вы, есть Бог.

И умная молитва, даже (как Вы выразились) умно-сердечная, не стирает эту грань.
Вы всегда умом обращаетесь к Богу, а не к самому себе.

Даже, если не мыслите себе поступков вне Бога, вы сами не мыслите этого.
А - не Бог - вместо вас.
______________

В этом главное отличие нашей веры от, например, того чему учат кришнаиты.
По их учению - кришна находится во всём (в камнях, в людях...).
И все мы - только его фантазия.

Никакой ответственности такие фантазии за свои грехи не несут.

А у христиан есть понятие грех.
Потому, что - есть ответственность.
Потому, что - есть свобода выбора.
Потому, что - настоящий Творец сотворил людей подобными Себе, а не частью Себя.

Владимир Афанасьев 2   12.02.2023 13:25   Заявить о нарушении
Дабы избавить меня от несправедливых обвинений в неправославии, Господь сразу же благословил меня, неверного раба Своего и блудного сына Господнего, найти отрывок из 83 Слова преп. Симеона Нового Богослова, который и предоставляю пред Ваши бдительные очи: "Итак, явно, что как во Отце, Сыне и Святом Духе поклоняется единый Бог, без слияния трех лиц и без разделения единого существа и естества, так опять, и человек бывает по благодати богом в Боге, и по душе, и по телу, без слияния и разделения; и ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть, – и опять, ни Бог не сливается с душою, ни душа не претворяется в Божество. Но Бог пребывает, как есть Бог, и душа опять пребывает так, как есть естество ее, и тело, как создано, персть; и Сам Бог, Который дивно связал сии два – душу и тело, и срастворил мысленное и невещественное с перстию, соединяется с сими двумя без слияния, – и я человек бываю по образу и подобию Божию, как показало слово. – Впрочем, если вам кажется благословно, скажем опять то же. Движимый духовным удовольствием и радостию, я желаю сказать вам опять то же, чтоб яснее представить вам такие мысли: Отец, Сын и Дух Святой – Бог един, Коему мы служим и поклоняемся. Бог, душа и тело – человек, созданный по образу и подобию Божию, и удостоивающийся быть богом по благодати".

Желаю всех благ, и спаси, Господи.

Борис Силуанов   12.02.2023 14:25   Заявить о нарушении
"человек бывает по благодати богом в Боге"

Только - по благодати. Которая дается Богом человеку (который есть дух /с маленькой буквы/, душа и тело).

Включение себя в состав Святой Троицы - недопустимо.
Даже, если по благодати человек становится богом.

Не поддавйтесь прелести!

Есть вы, есть Бог.

Самообольшение легко преодолевается простым здравомыслием.
А прелесть - сродни зависимости.

Подумайте - почему вы хотите считать себя Всевышним Богом?
Почему не испытываете радости быть просто свободным человеком, которого Бог спасает?

Зависимость может возникнуть от нераскаянного греха. Тогда его надо в себе выявить.
Это - мой духовный опыт.

Простое самообольщение - улетучивается от изучения вопроса.
"человек бывает по благодати богом в Боге"

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости"
В этой фразе отдельно упомянается Бог (с заглавной буквы) и человеческий дух (с маленькой буквы).

Бог и дух человека - не одно.

Даже, когда речь идет о праведниках, к многим из которых можно применить определение "боги по благодати Божьей".

Владимир Афанасьев 2   12.02.2023 17:16   Заявить о нарушении
Благодарю!

Борис Силуанов   12.02.2023 18:07   Заявить о нарушении
Бог Вам в помощь.

Владимир Афанасьев 2   12.02.2023 18:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Силуанов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Афанасьев 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.02.2023